Наталья Хасаншина
Познавательно-исследовательский проект «Секреты обычного песка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Игра с песком, пожалуй, одна из многогранных и любимых забав для детей. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. И неудивительно! Ведь из песка можно строить очень интересные вещи. Даже обычные куличики можно превратить в развивающие детские игры. Но всё ли дети знают о свойствах песка? Чем отличается сухой песок от мокрого? Где взрослые люди используют песок?
Проблема
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Секреты обычного песка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
• Во время прогулки дети играли в песочнице,и у детей не получалось сделать куличи из сухого песка, и это вызвало вопрос: «А почему у нас из сухого песка не получается сделать куличики?» так сформулировали проблему дети.
Цель проекта :
Ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для человека.
Задачи проекта :
Формировать у детей комплекс знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним;
Расширять средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка;
Познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для человека.
Гипотеза проекта
У сухого и мокрого песка разные свойства :
Мы предполагаем, что куличи не получаются из сухого песка, потому что он сыпучий.
Вопросы на которые будем искать ответы
Для чего нам нужно изучать свойства песка?
Из чего состоит песок?
Какого цвета песок?
Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
Можно ли на сухом/мокром песке рисовать?
Может ли песок двигаться?
Где и как люди могут использовать песок?
Как можно играть с сухим и мокрым песком?
Предварительная работа
Беседа «Для чего нужен песок»
Иры и манипуляции с песком (развитие мелкой моторики рук).Из игры и манипуляции с песком у детей возник вопрос «Для чего нам нужно знать свойства песка?», Какого цвета песок?
НОД по изобразительной деятельности: конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в «песочнице») у детей возник вопрос: «Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?» ,«Можно ли на сухом/мокром песке рисовать?»
Игры, эксперименты по ознакомлению со свойствами песка. У детей возник вопрос: «Из чего состоит песок?», «Может ли песок двигаться?».
Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека и других живых существ. У детей возник вопрос:
- Где и как люди могут использовать песок?
- Как можно играть с сухим и мокрым песком?
Методы и приемы работы
Наглядные (наблюдение, иллюстрация)
Словесные (беседы, чтение художественной литературы)
Практические (игры эксперименты, опыты)
Организация экспериментальной деятельности
ОПЫТ №1
ПЕСЧАНЫЙ КОНУС
Цель: показать свойства сухого песка – сыпучесть.
Гипотеза: что будет,если сухой песок сыпать из совочка, он рассыпается в разные стороны?
Оборудование: песочница с сухим песком и совочек.
Вывод: движение песка похоже на течение.
Опыт 2
Свойства сухого песка.
Цель: выяснить, что песок впитывает влагу.
Гипотеза: что будет, если полить песок он станет мокрым?
Оборудование: пластмассовый ящик с сухим песком, стаканчик с водой.
Вывод: Песок впитывает влагу как губка.
Опыт 3
Рисунки из песка на стекле.
Цель: выяснить, что на сухом песке можно рисовать.
Гипотеза: на сухом песке легко рисовать пальчиком или палочкой.
Оборудование: стеклянная рамочка, сухой песок.
Вывод: Из песка получаются рисунки.
Опыт 4
Отпечатки на сухом и мокром песке.
Цель: выяснить, что мокрый песок лучше сохраняет форму.
Гипотеза :на каком песке лучше видны следы?
- На мокром будут лучше?
- На сухом будут лучше?
- (чтобы проверить нужно провести эксперимент)
Оборудование :песочница с мокрым и сухим песком.
Вопрос : А почему на мокром песке отпечатки лучше, почему он лучше сохраняет форму?
Вывод: На мокром песке остаются более чёткие отпечатки.
Опыт 5
Из чего состоит песок
Цель: посмотреть из чего состоит песок, как выглядят песчинки.
Гипотеза :из чего состоит песок?
песок- состоит из очень маленьких камешков (разного цвета и размера).
Оборудование : белый лист бумаги, сухой песок, лупа.
Вывод: песок состоит из очень маленьких песчинок не похожих друг на друга.
Опыт 6
Сравнение мокрого и сухого
еска по весу
Цель: определить с детьми вес мокрого и сухого песка.
Гипотеза :какое ведро тяжелее с сухим песком, или с мокрым?
- Ведро с мокрым песком тяжелее.
-Ведро с сухим песком тяжелее.
-Оба ведра будут весить одинаково.
Оборудование :весы и два ведра с сухим песком, стакан с водой.
Вывод: мокрый песок тяжелее сухого.
Опыт 7
Можно ли песок заморозить
Цель: определить подвергается ли песок замерзанию.
Гипотеза: сухой песок замерзает (не замерзает). Мокрый песок замерзает (не замерзает)
Оборудование: пакет с сухим и пакет с мокрым песком, холодильник.
Вывод: Сухой песок не замерзает, мокрый замерзает, так как в мокром песке есть вода.
Опыт 8
«Какой песок лучше пропускает воду»
В воронку положить немного ваты, затем до половины насыпать песок. Налить в воронку доверху воды.
Гипотеза : песок станет мокрым.
Оборудование :прозрачная посуда, воронка с сухим песком и стакан с водой.
Вывод: Мокрый песок хорошо пропускает воду, а сухой нет.
Опыт9
Можно ли песок сделать цветным
Цель : определить с детьми как можно покрасить песок.
Гипотеза: что будет если насыпать в песок краску?
Песок испортится;
Перок будет другого цвета.
Песок станет грязный.
Оборудование :Баночки с песком, гуашевые краски, палочки, стаканчики с водой.
Вывод :песок можно сделать цветным с помощью воды и гуаши.
Песок можно покрасить
Предполагаемый результат
Использование различных методов и форм (игровой, исследовательской, экспериментирования) при ознакомлении детей со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности, свойства и значения песка и приведут детей к :
- развитию познавательно-исследовательских способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков;
- развитию наблюдательности основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умению высказывать свое мнение;
- формированию умения сотрудничества: умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
- увеличению процента детей, желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать.
Выводы
Песок твердый и сыпучий;
Движение песка похоже на течение ;
Песок пропускает воду;
Сухой песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а в мокром песке песчинки прилипают друг к другу.
Результаты проекта
дети узнали:
Сухой песок: сыпучий, видны формы песчинок, движется, имеет цвет, хорошо пропускает воду, не лепится, можно рисовать, не имеет форм, легче в весе.
Дети при помощи экспериментов и опытов сами нашли ответы что мокрый песок: не сыпучий, не видны формы песчинок, не движется, имеет темный цвет, хорошо пропускает воду, лепится, можно рисовать, сохраняет форму (пока не высохнет, тяжелее в весе.
Использование песка людьми : приятно и полезно ходить, лежать, играть, строить. Посыпают дорожки зимой, чтобы не поскользнуться. Тушат пожар. Используют в строительстве.
Спасибо за внимание!