Ирина Тишко
Творческо-исследовательский проект в подготовительной группе «Волшебница бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческо-исследовательский проект, групповой.
Возраст детей: 6-7 лет
Участники проекта : воспитатели группы, воспитанники группы, родители, инструктор по физической культуре, сотрудники музея.
Срок реализации: 2 месяца
Актуальность:
Публикация «Творческо-исследовательский проект в подготовительной группе „Волшебница бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему – актуальная проблема современности. А бумага – предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека.
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Цель:
Дать ребёнку возможность, самостоятельно открыть для себя мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, палитру цветовых гамм, сочетаний комбинаций различных форм, величин.
Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их исследования и использования.
Задачи:
•Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения, разнообразии, и свойствах.
•Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
•Развивать познавательную активность детей, поисковую деятельность;
•Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
•Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
•Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Этапы реализации проекта :
1этап – подготовительный
- постановка цели, задачи
- обсуждение проекта с родителями, привлечение их к изготовлению поделок из бумаги, к сбору бумаги разного вида.
- сбор информации, литературы, дополнительного материала (стихи, мультфильмы, загадки)
- составление плана работы по проекту
2 этап – разработка проекта
Что мы знаем о бумаге? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Мама покупает бумагу в магазине.
Когда не было книг, взрослые рассказывали детям сказки, а не читали их.
На бумаге можно рисовать.
Из бумаги можно сделать поделки. Как делают бумагу.
Для чего нужна разная бумага.
Что ещё делают из бумаг. Спросить у родителей.
Посмотреть в интернете.
Прочитать в книгах.
Раздел программы Формы и методы работы
Работа с родителями Привлечь родителей к оформлению мини-музея «Такая разная бумага».
Выставка «Поделки из бумаги»
Познавательная деятельность «История возникновения бумаги»
Экскурсия в музей «Работа нашего комбината»
Экскурсия в музей «Мастер-класс. Поделки из целлюлозы»
Экскурсия в музей «Выставка поделок из бумаги, сделанной на нашем комбинате»
Исследовательская деятельность Где легче писать? Что удобнее носить в сумке? Опыты с бумагой.
Продуктивная деятельность Аппликация «Красивые узоры»
Рисование на глиняных дощечках.
Рисование с помощью копировальной бумаги.
Конструирование «Лодочка».
Художественный труд «Ремонт книг».
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Я работаю на ЦБК», «Библиотека»
Дидактические игры: «Узнай на ощупь»
Художественная литература А. Штро «Подарок другу», «Мальчишке-Мечтателю»
М. Новицкая «Кораблик»
Физическая культура Занятие «Космическое путешествие»
3 этап – выполнение проекта.
Март –апрель
I неделя Просмотр презентации «История возникновения бумаги»
Оформлению мини-музея «Такая разная бумага».
Исследовательская деятельность:
Где легче писать? (на камне, на глиняной дощечке, на бумаге) Что удобнее носить в сумке?
Просмотр мультфильма «Фиксики. Бумага»
Беседа «Почему надо беречь бумагу»
Аппликация «Красивые узоры»
II неделя Экскурсия в музей «Работа нашего комбината»
Опыты с бумагой :
Опыт №1
Возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Что заметили? (показ).
Салфетка сначала намокла, а потом и тетрадный лист. Значит, бумага намокает.
Опыт №2
Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. Значит, бумага рвётся.
Опыт №3
Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. Значит, она хорошо мнётся.
Конструирование «Лодочка»
III неделя Занятие по физической культуре: «Космическое путешествие» (проводит инструктор по физической культуре)
Опыты с бумагой.
Опыт №4
Возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Что увидели?
Да, мы видим на бумаге жирный след. На бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.
Опыт №5
Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?
Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья».
Что услышали?
Бумага шуршит, скрипит.
Значит, она может издавать звуки.
IV неделя Экскурсия в музей «Мастер-класс по изготовлению поделок из целлюлозы»
Изготовление поделки «Солнышко» из целлюлозы в группе.
Исследовательская деятельность с копировальной бумагой «Необычная бумага»
Оформление выставки работ сделанных с помощью копировальной бумаги.
Опыты с бумагой.
Опыт №6 «Волшебные цветы» (дети самостоятельно делают вывод, почему цветы в воде раскрываются)
Художественный труд «Ремонт книг».
V неделя Оформление выставки поделок из бумаги, изготовленных совместно с родителями.
Экскурсия в музей «Выставка поделок из бумаги, сделанной на нашем комбинате»
4 этап – подведение итогов.
Итогом проекта стала викторина «Всезнайки» (проводится совместно с родителями, где после викторины родители представляют свою работу из бумаги).
Заключение
1. Исследовательская работа детей была направлена на повышение интереса детей к многообразию предметного окружающего мира, на формирование у детей 6-7 лет социально – значимого отношения к предметам рукотворного мира, представлений о бумаге как о важном материале в жизни человека.
2. Исследовательская работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.
3. При завершении работы дети получали новые представления о бумаге как о материале, широко используемым человеком при преобразовании окружающего мира. Реализация проекта способствовала развитию любознательности детей, повысила их интерес к истории предметов. Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.