Екатерина Новожилова
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Кто такой Дед Мороз?»
Автор проекта : воспитатель Новожилова Е. А.
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Тип проекта по продолжительности: краткосрочный (в течение месяца).
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители.
Проблема проекта : Кто такой дед Мороз?
Объект исследования: Дед Мороз.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Кто такой Дед Мороз?“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель: расширять и углублять знания детей о главном традиционном сказочном персонаже Нового года – Дед Морозе.
Задачи:
• Выяснить историческое происхождение Деда Мороза;
• Познакомить ребят с домом Деда Мороза и чудесами, которые происходят в его вотчине;
• Развивать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.
• Способствовать развитию связной речи; воображения; желания заучивать стихотворения, песни.
• Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
• Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в проектную деятельность.
Предполагаемый результат:
• Расширение кругозора детей по теме проекта;
• Привитие детям исследовательских навыков;
• Формирование коммуникативных способностей у детей;
• Оптимизация детско – родительских отношений;
• Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками процесса;
• Повышение уровня информированности родителей о деятельности группы.
Актуальность проекта :
У детей очень часто стало возникать много вопросов о Деде Морозе, начали задавать разные вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт?
Детство – счастливая пора, когда сказка легко становится былью, сбываются мечты и происходят чудеса. Как известно, с особым трепетом дети ждут один из самых загадочных, красивых и долгожданных событий – Новый год!
Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. Разобраться в этих вопросах поможет познавательно – исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации: познавательно – исследовательского проекта «Кто такой дед Мороз?».
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.
Что нужно делать, чтобы родители и воспитатели стали единомышленниками и создали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания детей?
Убедить родителей, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помочь ему.
Убедить родителей, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.
Воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
I этап – Подготовительный:
• Поиск интересных материалов (книги, журналы, Интернет);
• Подборка игрушек, картинок, фотографий, музыки;
• Подбор и просмотр видео мультфильмов на новогоднюю тематику;
• Художественное творчество по данной теме;
• Подборка и разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц, поговорок; решение проблемных ситуаций; раскрасок на новогоднюю тему;
• Составление рассказов;
• Чтение рассказов, сказок, пересказы прочитанной литературы;
• Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);
• Организация выставок детского творчества и оформление информационной папки – передвижки «Интересные факты про Деда Мороза»;
• Консультации для родителей «Кто такой дед Мороз».
II этап – Основной.
Непосредственно – образовательная деятельность:
- Конструирование из рулончиков туалетной бумаги «Наш весёлый Дед Мороз»;
- Рисование с элементами аппликации «Дед Мороз борода из ваты»
- Лепка «Вот какой Дед Мороз»;
- Коллективная работа «А на пороге Новый год»;
- Выставка «Такие разные Деды Морозы»;
- Познавательно – исследовательская деятельность «Где живёт Дед Мороз»;
- Речевая деятельность: составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин; творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза»;
- Слушанье музыкального произведения «Зима» А. Вивальди. Слушание песни «Кабы не было зимы»;
- Рассматривание репродукции: И. Броцкой «Лес зимой в снегу»;
- Беседы: «Откуда пришла традиция встречать Новый год?», «Кто ты, Дедушка Мороз?», «Как люди в Новый год поздравляют друг друга» (дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма и т. д., «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год»;
- Просмотр сказки «Снежная королева» мультипликационного фильма «Ёлочка» по сказке Г. Х. Андерсена; «Маленькой елочке не холодно зимой» с просмотром клипа, «Когда зажигаются ёлки», «Снеговик-почтовик», «Новогоднее путешествие», «Ну, погоди!», новогодний выпуск, «Дед Мороз и серый волк», «Новогодняя песенка Деда Мороза», «Зима в Простоквашино»;
- Чтение русской народной сказки «Два Мороза», «Снегурочка», «Госпожа Метелица», чтение стихотворения Л. Воронковой «Наши окна кистью белой, дед Мороз разрисовал», С. Михалкова «Ёлочка»
- Дидактические игры: «Какой дед мороз пришел к нам в гости» (большой, маленький, средний, «Собери портрет деда Мороза» (разрезные картинки,
«Один, много», «Где спрятался дед Мороз?» (перед, за, на, справа, слева);
- Подвижные игры: «Два Мороза», «Мороз», «Заморожу», Снежинки»;
- Проведение викторины «Дед Мороз»
III этап – Заключительный (обобщающий) :
• Совместные работы родителей и детей;
• Оформление выставки «Таки разные Дед Морозы»;
• Новогодний утренник.
Результаты проделанной работы:
Новый год – Время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года. Это время, когда исполняются самые заветные желания и мечты. Это встреча с Дедом Морозом и его помощниками. Празднование Нового года носит в себе самые радостные чувства и связано с миром, любовью и взаимопониманием.
Таким образом, изучив возникшие вопросы, мы узнали, что Дед Мороз – исконно российский персонаж, нужен нам, чтоб мы научились ценить то, что у нас есть, научились радоваться жизни, стали добрее и милосерднее, захотели сделать для кого-то хоть маленькое, но чудо.
Каждый год Дед Мороз заглядывает в окна. Он склоняется над каждым ребенком. Он не различает детей на хороших и плохих, на богатых и бедных, на счастливых и несчастных. Он не видит разницы. Он - добрая сказка, так необходимая всем. Мы узнали, что Дед Мороз – самый добрый сказочник и друг детей всего мира, волшебство творит сердцем своим. И пусть не каждый верит, что Дед Мороз существует, но каждый радуется, когда он видит румяного старика, который танцует, веселится и раздает подарки.
Положительных результатов работы с детьми удалось добиться в совместной деятельности с родителями. Взаимодействие между детьми, воспитателем и родителями осуществлялся на уровне партнерства. Пополнилась предметно – развивающая среда в группе по данному проекту.
У детей повысился познавательный интерес к экспериментам, пополнился словарный запас, активно развивался познавательный интерес, коммуникативная сфера.