Лариса Сотова
Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: групповой, познавательный, исследовательский, творческий, для детей 6-7 лет.
Выполнила воспитатель: Сотова Лариса Викторовна.
Продолжительность проекта: 1месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
- Формирование у детей представлений о существовании насекомых.
- Бережное отношение к обитателям природы и заботе о сохранении окружающей среды.
Задачи проекта:
Общеобразовательные:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества „Таинственный мир насекомых“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
1. Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни.
2. Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно
3. Следственные связи между объектами живой природы.
Воспитательные:
4. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение ко всему живому.
Развивающие:
5. Развивать познавательный интерес к насекомым.
6. Развивать речь детей, активизировать словарный запас дошкольников.
7. Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость.
Актуальность проблемы: насекомые всегда вызывают большой интерес у детей, не всегда положительный некоторым детям хочется поймать, наступить или раздавить насекомое, это и послужило той проблемой, которую захотелось обсудить и акцентировать с детьми старшей группы. В ходе бесед выяснилось, что дети недостаточно знают о насекомых: «Зачем они нужны?», «Приносят ли насекомые пользу окружающей среде?» и тд. Участие в проекте позволит детям узнать о насекомых, их пользе, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Предполагаемый результат:
- Дети будут называть и знать насекомых; (бабочка, пчела, шмель, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза и др.) иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых; (форма тела, наличие крыльев, количество ног, способов передвижения (летает, прыгает, бегает, ползает, издаваемых звуках (трещит, жужжит, стрекочет и тд., где зимуют насекомые.
- Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых, на вредных и полезных.
- Научатся составлять описательный рассказ о насекомых.
- К проекту будут привлечены родители, которые помогут в экологическом воспитании детей.
- Появиться стремления к исследованию живой природы.
Продукт проектной деятельности:
Подбор иллюстративного материала по теме «Насекомые».
- Разучивание стихов о насекомых, чтение художественной литературы,
- Подбор дидактических игр, викторина: «Что мы знаем о насекомых», консультации для родителей.
- Изготовление макета «Дерево жизни», работа из природного материала «Божьи коровки проснулись»,
- «Мастер - класс по изготовлению насекомых на основе втулки».
Комплексно-тематическое планирование по теме: «Таинственный мир насекомых»
Познание:
- Рассматривание иллюстраций в познавательных книгах и детских изданий.
- Наблюдения на прогулках за насекомыми.
- Составление рассказов о насекомых.
- Беседы на тему: «Жизнь насекомых в природе», «Правила поведения при встрече с насекомыми», «Красота живой природы».
- Разучивание стихов и песенок о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- Занятие «Насекомые и цветы созданы друг для друга».
- Дидактические игры: «Найди отличия», «Летает не летает», «Узнай чьё крылышко», «Найди, кто где живет».
- Викторина: «Что мы знаем о насекомых»
Коммуникация:
- Пальчиковая гимнастика: «Пчелка», «Божья коровка»
- Дыхательная гимнастика: «бабочка лети»
- Словесные игры: «Медведь и пчёлы», «Пчёлки и ласточки»
Чтение художественных произведений:
А. Барто «Фонарик», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,
И. Крылов «Стрекоза и муровей», С. Михалков «Академия наук»,
В. Зотов из книги «Лесная мозайка», «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»;
К. Ушинский «Пчёлки на разведках».
Прослушивание аудиозаписи сказки К. Чуковский «Муха – Цокотуха»,
«Полёт шмеля» Римского – Корсакова, «Вальс цветов» А. Чайковского.
Социализация:
- Драматизация сказки «Муха Цокотуха»
- Лото «Насекомые на полянке»
- Развивающая игра «Кто где спрятался»
Художественное творчество:
- Детские рисунки различных насекомых.
- Коллективная работа «Дерево жизни», «Божьи коровки проснулись»,
- «Мастер - класс по изготовлению насекомых на основе втулки»,
Физическая культура:
- Подвижные игры: «День, ночь» (насекомые днем и ночью)
- «Поймай комара»
- «Бабочки и стрижи»,
- «Медведь и пчёлы».
- Физкультминутки. «Пчелка», «На полянке мы сидим».
Здоровье:
- «Мухи – разносчики различных инфекций»
- «Что полезного приносят людям пчёлы»
Безопасность:
- «Как правильно вести себя на природе»
- «Как вести себя и что делать, если укусила пчела, оса?»
- «Как обезопасить себя от укуса клещей»
Сотрудничество с семьёй:
- Консультации: «Насекомые украшение природы»,
- «Оказание помощи при укусах насекомых»
Взаимодействие с музыкальным руководителем, воспитателями.
- Музыкальный досуг «Насекомые - наши друзья!»
- Развлечение «На нашей клумбе»
- Итоговое занятие «Насекомые и цветы созданы друг для друга»
I этап - аналитический:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.
2. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.
3. Вовлечь дошкольников в решении проблемы.
4. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей
5. Обсудить план с родителями: о проведении и содержании возможных совместных мероприятий проекта.
6. Собрать материал и информацию.
II этап - созидательный:
1. Проведение намеченных мероприятий.
2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.
III этап - обобщающий:
1. Проведение намеченных мероприятий.
2. Самостоятельные творческие работы.
3. Сбор и обобщение материала, показ презентации - фотоотчёт по проделанной работе.
План реализации проекта:
1 неделя.
1. Поисковая работа по подбору иллюстраций по теме.
2. Исследовательская деятельность: «Таинственный мир насекомых»
3. Составление альбома «Насекомые»
2 неделя.
1. Изготовление макета «Дерево жизни»
2. Изготовление работы из природного материала «Божьи коровки проснулись»
3. Развлечение «На нашей клумбе»
"Дерево жизни"
"Божьи коровки проснулись"
3 неделя.
1. Консультация для родителей: «Насекомые украшение природы»,
- «Оказание помощи при укусах насекомых»
2. Рисование детьми по выбору «Насекомое, которое мне интересно»,
3. Музыкальный досуг «Насекомые - наши друзья!»
4 неделя.
1. Итоговое занятие: «Насекомые и цветы созданы друг для друга»
2. Викторина «Что мы знаем о насекомых»
3. Мастер - класс: «Изготовление из втулки насекомых»
В течении всего проекта.
1. Ситуативные беседы: «Как правильно вести себя на природе»
«Как вести себя и что делать, если укусила пчела, оса?», «Как обезопасить себя от укуса клещей», «Мухи – разносчики различных инфекций»
- «Что полезного приносят людям пчёлы»
2. Д/игры: «Найди отличия», «Летает не летает», «Узнай чьё крылышко», «Найди, кто где живет».
3. Отгадывание загадок и кроссвордов.
4. Чтение художественных произведений.
Заучивание стихов наизусть: М. Бородицкая. «Меня ужалила пчела», В. Товарков «Стрекоза над речкой тихой», И. Смолевский «Яша – светлячок», Г. Пронина «Шмель»
5. Подвижные игры: «Бабочки и стрижи», «Поймай комара», «Кокон и гусеница», «Медведь и пчёлы».
6. Физкультминутки. «Пчелка», «На полянке»
7. Просмотр мультфильмов «Пчелка Майя», «Лунтик», «Под грибом»
Список литературы:
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 128 с.
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. : Просвещение, 2002. - 144 с.
3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
4. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004.