Руфина Гареева
Познавательно-исследовательский проект «В некотором царстве, в луковом государстве» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Плешановский детский сад №1»
Познавательно - исследовательский проект «В некотором царстве, в луковом государстве»
Выполнили: воспитатели 1 младшей группы «Б» :
Гареева Руфина Ришатовна
Мамбетова Линиза Зайнулловна
2019 год
Посадили огород,
Посмотрите, что растет!
Будем мы ухаживать,
Будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать!
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „В некотором царстве, в луковом государстве“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. Исследовательская работа – один из важнейших компонентов инновационной педагогической практики основанный на наблюдениях.
Для реализации краткосрочного проекта «В некотором царстве, в луковом государстве!», использовались следующие виды деятельности:
1. Познавательная деятельность.
2. Игровая деятельность.
3. Речевая деятельность.
4. Оздоровительная деятельность.
5. Художественная деятельность.
6. Трудовая деятельность.
Проект реализуется с детьми 2-3 лет.
Направленность проекта : экологическое воспитание через познавательно-
исследовательскую деятельность
Вид проекта : исследовательский мини-проект.
Участники проекта : воспитатели, младший воспитатель, воспитанники,
родители.
Актуальность проекта : в нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Дети, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Но не все из них видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям определё нные знания: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленым, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в детей чувство гордости и победы.
Цель проекта : расширение знаний детей о том, как сажают лук и ухаживают за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса; привлечь к работе проекта детей, младшего воспитателя, родителей.
Задачи:
- Научить с помощью воспитателя сажать растения, поливать их под его
руководством;
- Дать представления о выращивании растений, об особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
- Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - луку, через стихи, загадки, проектно - исследовательскую деятельность;
- Рассматривание луковиц (понятия большая - маленькая; одна - много);
- Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги
почвы для роста луковиц;
- Наблюдать за первыми всходами, за изменениями роста луковиц в стакане
воды и в контейнере с почвой и опилками;
- Формировать у детей познавательный интерес к растениям;
- Научить детей видеть результат своего труда;
- Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации
и реализации проекта.
Место проведения: групповое помещение детского сада.
Объект исследования: репчатый лук.
Материалы: земля, вода, салфетки, лук, контейнер и стаканчики для посадки, лейка для полива, лапотка для рыхления земли.
Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности.
Активизация словаря: лук, семена, земля, вода, солнце, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.
Работа над проектом с родителями :
- привлечь родителей к организации и реализации проекта;
- обсуждение темы проекта;
- заполнение анкеты
Работа над проектом с детьми :
Познавательно – исследовательская деятельность:
- рассматривание растений (понятия большой - маленький; один-много);
- наблюдение за посадкой, первыми всходами;
- выращивание лука разными способами (различное наполнение)
Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной
литературы);
Игровая деятельность (игры, игровые ситуации);
Продуктивная деятельность:
- лепка «Лук для борща»
- рисование «Лучок - здоровячек»
Предполагаемый результат:
1. Дети узнают о том, что лук – источник витаминов.
2. Дети познакомятся с процессом посадки лука и научатся выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при этом.
3. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с землёй, так и в стакане с водой и с салфеткой.
4. Дети познакомятся с пословицами, загадками, стихами о луке.
5. Дети узнают, где и в каких целях можно использовать лук.
Этапы проекта :
1 Этап – подготовительный:
1. создание условий для проекта «Огород на подоконнике»;
2. изучение методических пособий и литературы по теме;
3. подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки);
2 Этап – основной:
1. познавательно-исследовательская деятельность;
2. беседы;
3. рассматривание картин, иллюстраций;
4. чтение литературы;
5. дидактические игры;
6. художественное творчество (лепка, рисование).
3 Этап – заключительный.
В течение реализации проекта :
Уход за луком : поливка, прополка, рыхление.
Ожидаемые результаты:
1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука.
2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях: в контейнере с землей, в стакане с водой.
3. Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширение кругозора.
4. Знают о пользе применения лука в пищу.
Продукт проекта : сбор урожая.
Занятие
в первой младшей группе
«Посадка лука»
Программное содержание.
Познакомить детей со свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Учить детей разными способами сажать луковицы : в воду, в землю, в опилки.
Дать знания детям о том, что для роста зелени нужна вода.
Материал для занятия: луковицы, ячейки с землей,, стаканчики с водой, с салфеткой, совочки, лейка с водой.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня я получила посылку от Дедушки. Хотите посмотреть, что там?
Тогда давайте откроем. Что это? Возьмите каждый себе по луковице.
Скажите, какого цвета лук?
Какой он формы? Покажите, какой он круглый.
Потрогайте его пальцем и скажите: лук твердый или мягкий?
Вот сейчас я разрежу луковицу, понюхайте лук. Чем он пахнет? (Луком.)
А почему вы плачете? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (Дать детям покушать лук.)
Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.
Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (воспитатель показывает его, вот отсюда растет зеленый лук. А вот низ у луковицы - донце (воспитатель показывает). Давайте скажем все вместе - донце.
Покажите, где донце у вашего лука? Покажите, откуда будет расти зеленый лук?
Лук надо сажать донцем вниз.
Лук можно посадить в стаканчики с водой, в землю или опилки (воспитатель показывает детям материал для посадки).
Давайте с вами поиграем в игру «Расти, расти лучок».
Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцем вниз. Все присели.
Теперь я беру лейку и поливаю его водой. Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики. Все дети тихо приподнимаются. Лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук.
Воспитатель: Ребятки, возьмём коробочку с землей и по луковице. Найдите у лука донце. Сажать лук в землю надо донцем вот так. (Показ воспитателем приема посадки лука. Дети по очереди сажают каждый свою луковицу.)
Воспитатель. А теперь, чтобы лук вырос, его надо полить водой из лейки.
Воспитатель: Полина, полей лук в земле. Поливай осторожно, много воды не лей. А Айдар польёт лук в стаканчике, где у нас лежит салфетка. Поливай осторожно, много воды не лей.
Воспитатель: Дети, а мы ещё с вами можем посадить лук и в воду. Возьмём стаканчики с водой и луковицы. Найдите у лука донце. Опускать луковицу
в стаканчик с водой надо донцем вот так, как в землю и в опилки (Показ воспитателем приема посадки лука. Дети осторожно опускают луковицы в стаканчики с водой).
Воспитатель: Ребята, для роста лука нужна не только вода, но и тепло. Поставим лук на подоконник, где светит солнце яркими солнечными лучами.
Конспект занятия по лепке
в первой младшей группе
«Лучок для борща»
Программное содержание.
Закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания, вытягивания. Формировать у детей интерес к лепке. Продолжать развивать у детей внимание, старательность.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, лука, загадки, игровой магазин.
Материалы: пластилин, дощечка, стека, муляжи овощей, картинки.
Ход занятия
Воспитатель в роли Бабушки входит в группу : Здравствуйте ребята! Как рада я вас видеть.
Дети: Здороваются.
Воспитатель (Бабушка) : Ребята, а знаете, почему я сегодня к вам пришла в гости?
У меня случилась беда, в моё м огороде росли овощи: свекла, лук, морковь. Сегодня ночью было холодно, и все овощи замёрзли, а мне надо сварить борщ. Ребята, а может быть вы мне поможете? Давайте слепим из пластилина лук.
Вот это ребята, что? (лук) Он какой? (круглый) и верхушка у него какая?
(вытянутая немного). Потрогайте его ручками.
Каждый ребёнок ощупывает лук, проговаривая, что он круглый.
Воспитатель (Бабушка) : Ну что, ребят, как вы думаете, справитесь, слепите лучок?
Дети: Да
Воспитатель (Бабушка) : Будем лепить лук. Он круглый, жёлтый.
Возьмём жёлтый пластилин и положим между ладошками. Скатаем шарик. Вот так! Показать детям, как лепить, помочь тому, кто не справляется, продолжать - проговаривая действия.
Мы с вами слепили луковицу. А теперь надо слепить зелёные пёрышки у лука. Возьмём зелёный пластилин (сначала один кусочек, затем второй) и раскатаем ладошкой на дощечке небольшие палочки – это и будут у лука перья (Воспитатель показывает детям, как лепить, помогает тому, кто не справляется, проговаривает действия вместе с детьми).
Ребята давайте теперь посмотрим, что у нас получилось. Красота! Молодцы! Хотите поиграть?
Дети: да.
Физкультминутка:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши,
И немного попляши.
Воспитатель (Бабушка) : Что мы лепили ребятки? Какой формы, цвета? (дети хором отвечают).
Ребята, как вы мне сегодня помогли. Вы такие молодцы. Пошла я варить борщ своим внукам, а вы вечером расскажите мамам и папам что вы сегодня лепили.
Спасибо, ребята, за помощь! До свидания!
Наш эксперимент!
Мы с ребятами решили провести эксперимент! У нас было 2 стаканчика с землей, 2 стаканчика с водой и 2 стаканчика с мокрой салфеткой. Посадили наши луковицы в стаканчики и поставили на подоконник.
Результат: в стаканчике с землей и в стаканчике с мокрой салфеткой лук дал стрелки, а в стаканчике с водой - луковицы не проросли!
Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши,
И немного попляши.