Елена Колтакова
Конспект интегративного художественно-творческого занятия «В некотором царстве» для детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегративного художественно-творческого занятия для детей подготовительной к школе группе
Составители:
музыкальный руководитель Колтакова Е. Б. ,
изо руководитель Рудаева Т. Н.
МБДОУ № 34 г. Азова
Цель: формирование устойчивого интереса к художественному слову, музыке, изобразительному искусству, потребности общения с ними в процессе творческой деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект интегративного художественно-творческого занятия „В некотором царстве“ для детей подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
- развивать способность адекватно воспринимать оттенки, нюансы мира эмоций и чувств, выраженных в различных видах искусства, и передавать их в самостоятельной деятельности с помощью выразительного движения, слова, рисунка;
- развивать способность сравнивать, сопоставлять характер музыкальных образов; отмечать средства выразительности, передающие эмоционально – образное содержание произведений;
- развивать способность самостоятельно создавать выразительные образы на основе сформированных представлений о них, передавая при этом не только основные признаки (цвет, форму, пропорции, фактуру, но и различные взаимосвязи между ними;
- развивать умение передавать признаки сказочности, необычности, применяя различные средства выразительности: рисунок, цвет, композицию, пользуясь разнообразными приемами, нетрадиционными техниками (монотипия); работать в смешанной технике (гуашь и восковые мелки, акварель и воск);
- формировать умение экспериментировать с разнообразными материалами (керамика, стекло, бумага, картон, бусы, природный материал, инструментами (штампы, стеки, кисти, тампоны, ватные палочки) с целью создания выразительности образа. Учить вести поиск собственного решения поставленной творческой задачи.
Музыкальный материал: А. Лядов, «Музыкальная табакерка», Н. Римский – Корсаков, «Тема царя Дадона» (опера «Золотой петушок»).
Художественный материал: книжная графика (русские народные и западные сказки).
Демонстрационный материал: предметы декоративно – прикладного искусства: шкатулки, посуда, украшения; скульптура малых форм из стекла, хрусталя, керамики.
Ход занятия:
Ритуал приветствия: (дети приветствуют хозяйку Изостудии – Королеву Кисточку):
Есть волшебная страна,
В изостудии она.
Здесь у красок – Королева,
Кисточкой ее зовут,
Здесь пажи ее – мольберты,
Присмотритесь, они тут.
Здравствуй, Королева,
Мы к тебе пришли,
И свои улыбки тебе принесли!
Ритуал вхождения: (дети и педагоги стоят в кругу и друг другу передают перышко):
Перышко, лети – лети,
Нас по свету прокати,
Перенеси скорее нас,
Туда, где быть хотим сейчас… в сказку!
(дети присаживаются на ковер)
Педагог: Волшебное перышко несется выше леса стоячего, выше облака ходячего. Какую сказку принесло оно нам? Слушайте… Служил Солдат долгую царскую службу, закончился срок службы, а царь его домой не отпускает. А отпустит лишь тогда, если солдат найдет на земле царства доселе невиданные, и в доказательство принесет оттуда по одному предмету. Деваться некуда, пошел солдат по белу свету, царства невиданные искать. Долго ли, коротко ли шагал солдат, и оказался он в невиданном царстве… А было оно вот какое… (звучит «Музыкальная табакерка» А. Лядова). Дети высказывают свои предположения, каким было это царство (звонкое, переливающееся, светлое, прозрачное, как стекло).
Дидактическая игра «Найди иллюстрацию».
По правилам игры дети рассматривают ряд иллюстраций и находят изображение такого же хрупкого стеклянного царства, обращая внимание на цвет, линию сказочных дворцов.
Педагог: Но вот солдат подошел к другому царству. Каким оно было?. (звучит фрагмент из оперы Н. Римского – Корсакова «Золотой петушок», «Тема царя Дадона».) Дети подбирают эпитеты, сравнения к музыке, определяют каким, по их мнению, было это царство (тяжелое, крепкое, как каменное и неподвижное). Затем находят из ряда репродукций каменное царство, обращая внимание на линию башен, крепостной стены.
Рисование на световых столах для работы с песком. Педагог предлагает детям нарисовать на песке ломаные линии – дорожки, которые ведут в разные невиданные царства.
Дидактическая игра «Мы – архитекторы». Жители стеклянного и каменного царств обратились к нам с просьбой спроектировать для них замки.
• Кто придумывает и проектирует замки, строения? (архитектор)
• Кто такой архитектор? (старый, главный строитель)
• Три правила архитектуры: строение должно быть прочным, удобным, красивым.
Мы – будущие архитекторы. Педагог предлагает детям разделиться на две подгруппы и спроектировать замки из геометрических фигур. Дети выполняют задание, сравнивают свои работы и делают вывод: стеклянный замок получился легким, хрупким, прозрачным, а каменный замок – крепким, тяжелым, надежным. Затем педагог предлагает дополнить композицию, проектируя дороги, ведущие к замкам, используя различные материалы: стеклянные камешки, кусочки кирпича, бетона, морские камни. Дети сравнивают их фактуру и прозрачность (прозрачные – непрозрачные, гладкие – шероховатые, легкие – тяжелые).
В изостудию приходим мы за чудесами,
Только эти чудеса умеем делать сами.
Педагог предлагает пройти к своим мольбертам и оформить части замков, используя различные изобразительные материалы (гуашь, акварель, воск) и инструменты (печати из брусков картофеля, ватные палочки, тампоны). Каждый ребенок, по желанию, выполняет часть общей фризовой композиции «Стеклянное царство» или «Каменное царство», стараясь передать признаки сказочности, необычности.
Дидактическая игра «Найди предмет» Помните, в сказке Солдату нужно было не только найти царства - невиданные, но и принести оттуда по предмету. Вот они перед вами… (Из набора предметов из стекла, хрусталя, керамики, камня дети выбирают те, которые могут быть из каменного и стеклянного царства и дополняют ими свои фризовые композиции).
Педагог: Оглянулся солдат, а перед ним - замок стеклянный высится, его зеркальные башни сияют, отражаются в озере, переливаясь всеми цветами радуги. На зеркальной глади озера лебеди плавают, с хрустальных крылышек капельки стряхивают… В царстве каменном – все застыло! Каменные ворота, а у ворот часовой- каменное изваяние. За воротами - каменный сад – ни один листик на ветру не колышется! И птицы, и животные стоят – не шелохнутся…
Творческое задание «Музыкальное рисование». Дети выбирают необычные музыкальные инструменты (колокольчики из чайных крыжек с бусинкой, бусы, стаканы с чайными ложечками). Определяют, из какого они могут быть царства, и озвучивают его, используя музыкально – практический опыт о тембровой окраске звучания импровизированных музыкальных инструментов (звучит «Музыкальная табакерка» А. Лядова).
Ритуал прощания:
До свиданья, Кисточка,
До свиданья, краски,
До свиданья, волшебные
И цветные сказки!
Самостоятельная деятельность детей.
После занятия все работы собираются и совместно обсуждаются, затем склеиваются в две фризовые композиции «Стеклянное царство» и «Каменное царство». Они могут украшать музыкальный зал, фойе или групповую комнату, демонстрироваться родителям и гостям детского сада.
Взаимодействие с родителями.
Творческие задания:
• «Сочинить сюжет своей сказки». Сказка замечательна тем, что в ней все может быть, ее персонажами становятся любые предметы, живые и фантастические существа, сам ребенок и члены семьи.
• «Придумай название сказочного царства»: хрустальное, деревянное, железное, песочное, пряничное и т. д.
• «Импровизация с использованием звукоподражаний»: представить, как могут звучать сказочные царства, используя звукоподражания: «динь – динь», «бух – бух», «тук – тук», «шух – шух» и т. п.