Обухова Алена
Познавательно-исследовательский проект «Уголок природы «Огород на участке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 рабочего поселка Переяславка
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Познавательно - исследовательский проект
Уголок природы «Огород на участке»
2 младшая группа
Воспитатели: А. Е. Обухова, О. В. Лапунова
2020г.
Тип проекта : познавательно – исследовательский, творческий.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Уголок природы „Огород на участке“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород на участке
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Посадка и выращивание растений
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники : – Дети 3-4 лет, их родители, воспитатели.
Продолжительность: – долгосрочный, с 05 июня по 15 августа.
Актуальность темы проекта : Экологическое воспитание — это одно из важных направлений в системе образования. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность, в результате которой дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша земля не может существовать без растений, которые не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. Дети должны знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Проектная идея : создать огород на участке детского сада, и получить урожай овощей, выращенных самими дошкольниками.
Цель: формирование у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
Задачи:
Продолжать формировать представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете.
Воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.
Способствовать развитию эстетического восприятия природы.
Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных растениях.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, огурцов, кукурузы, редиса, моркови, салата, тыквы, гороха, картофеля, подсолнечника).
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в открытом грунте.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивать познавательные и творческие способности.
Принципы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Прогнозируемый результат
Для педагогов:
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, опыты.
Для воспитанников:
Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивании растений.
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Создание на участке огорода.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Получить урожай томатов, огурцов, картофеля, лука, укропа, редиски, выращенных самими дошкольниками.
Для родителей:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Интеграция образовательных областей:
Этапы работы над проектом :
1 этап – организационно - проектировочный; определение идеи, планирование, проектирование дизайна уголка природы, подбор семян – изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений (с 05 по 25 июня 2020 г. - 1-я неделя проекта).
2 этап – реализация проекта : высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение, проведение с воспитанниками исследовательской деятельности, сбор фото материалов, отчет о реализации проекта (с 25 июня по 19 августа 2020 г. - со 2 по 8 неделю проекта).
3 этап – анализ результативности проекта, фотовыставка «Посадили огород, посмотрите что растёт», «Оформление выставки рисунков «Вырастили своими руками», презентация проекта в форме публичного доклада – 25 августа 2020 г. (9-10 неделя проекта).
Этапы реализации проекта :
№
пп Мероприятия Цель Ответственные Сроки
Реализации проекта
1 этап – подготовительный.
1 Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели
родители 1-я неделя
2 Разработка плана реализации проекта. Спланировать работу над проектом по этапам. Воспитатели 1-я неделя
3 Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов об овощах и способах их произрастания. Создать методическое обеспечение проекта. Воспитатели 1-я неделя
4 Подбор семян для посадки на огороде, приобретение необходимого оборудования. Обеспечить практическую часть проекта. Воспитатели 1-я неделя
5 Беседы с родителями на темы:
«Как приучить ребёнка есть овощи».
«Трудовое воспитание ребёнка в семье».
«Овощи и фрукты -ценные продукты». Просвещать родителей по теме. Воспитатели 1-8 неделя
6 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта. Воспитатели
родители 1-я неделя
7 Оформление, установка конструкция огорода, заполнение плодородной почвой. Сконструировать короб грядки и наполнить ее землей 60 см ширина 2000 см длина, высота 20 см. Воспитатели 2-я неделя
2 этап – основной.
8 Рассматривание книг, энциклопедий иллюстраций о культурных растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. Воспитатели На протяжении всего проекта
9 Дидактические игры:
«В огороде у козы Лизы»
«Весёлый клоун»
Лото «Мир растений»
«Волшебный мешочек»
«Четвёртый лишний»
«Чего не стало» Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания (различие овощей и фруктов). Воспитатели На протяжении всего проекта
10 Сюжетно-ролевые игры «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму». Развитие игровой деятельности. Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей. Воспитатели На протяжении всего проекта
11 Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Расширять кругозор детей о культурах, растущих на огороде. Воспитатели 2-я неделя
12 Рассматривание семян через лупу, увеличительное стекло. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам. Воспитатели 2-я неделя
13 Экспериментальная деятельность «растение - земля» Выявить свойства земли (черного цвета, рыхлая, сыпучая) Воспитатели 2-я неделя
14 Практическая деятельность: посадка семян: укроп, лук, редис, морковь; свекла; высадка рассады: огурец, томат, перец, баклажан. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за растениями и наблюдение за их ростом Воспитатели 2-я неделя
15 Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами. Познакомить с фольклорными произведениями, развивать речь, фантазию. Воспитатели 2-8
неделя
16 Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян. Воспитатели 3-я неделя
17 Совместный с детьми уход за огородом на участке : полив, рыхление земли, прополка от сорняков, уборка пожелтевших листьев, прореживание моркови, свеклы и редиса. Формировать у детей элементарных знаний о выращивании овощей на огороде, в открытом грунте, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы. Воспитатели 3–9
неделя
18 Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление детей об овощах и фруктах. Воспитатели 3–я неделя
19 Экспериментальная деятельность «растение - человек» Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека. Воспитатели 4-6 неделя
20 Труд в природе Пересадка подсолнечника на грядки участка. Формировать интерес к результату своего труда. Воспитатели 4-я неделя
21 Беседа «Семена гороха и картофеля с подоконника переносится на участок детского сада». Настроить детей на дальнейшую деятельность по посадке пророщенных клубней картофеля и гороха на участок д / с. Воспитатели 4-я неделя
22 Труд в природе Подготовить грядки на участке к высадке рассады, осуществить высадку, формировать интерес к результату своего труда. Воспитатели 4–я неделя
23 Экспериментальная деятельность «растение - свет» (на примере выращивания гороха) Определить роль солнца в жизни растений.
Воспитатели 4-я неделя
24 Экспериментальная деятельность «растение - вода» (на примере выращивания лука) Выявить насколько вода необходима для роста растений. Воспитатели 5-я неделя
25 Употребление выращенных плодов «Наш урожай!»
Употребление выращенных плодов, зелени. Формировать интерес к результату своего труда.
Воспитатели
Родители
6-8 неделя
26 Художественно - эстетическое развитие
«Лепка томата, огурца, моркови, свеклы». Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании; Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия; Воспитатели 6-я неделя
27 Художественно – эстетическое развитие «Аппликация –консервируем овощи» Развивать эстетическое восприятие; Формировать образные представления; Развивать знания об овощах, способах их приготовления.
Воспитатели 7-я
неделя
3 этап – заключительный.
28 Оформление выставки рисунков «Вырастили своими руками» Вызвать положительные эмоции, чувство радости.
Воспитатели
родители 9-я неделя
29 Фотовыставка «Чудо на окне», «Посадили огород, посмотрите что растёт» Отразить результаты проектной деятельности в виде творческих фото-коллажей родителям.
Воспитатели 9-я неделя
30 Анализ результативности Подготовка итоговой справки самоанализа.
Воспитатели 9-я нделя
31 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации, информационной папки. Обобщение результатов подготовленного материала по проекту. Воспитатели 10-я неделя
По реализации проекта были получены следующие результаты:
Дети познакомились с культурными огородными растениями.
У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили представления о необходимых условиях для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала, стали бережнее относиться к растительному миру.
На прогулочном участке создан огород.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Родители приняли активное участие в проекте.