Снежана Сидоренко
Познавательно-исследовательский проект «Свет и тень» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект "Свет и тень"
[/b]
1. Целеполагание
Вид проекта Познавательно-исследовательский, краткосрочный
Сроки реализации проекта 4 недели
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Актуальность: тема данного проекта выбрана исходя из интересов детей.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Свет и тень“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Средняя группа
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
В один из солнечных дней дети увлеклись игрой с тенью (они бегали от неё, за ней, пытаясь поймать её руками). Так возник вопрос: как получается тень? А так как тень невозможна без света, появилась возможность рассказать и о нём. У детей появились вопросы, на которые они сами не могли дать ответ: «Откуда появился свет? Почему тень движется? Живая ли тень?». Поддержать детскую инициативу – это важно и актуально. Исследовательская деятельность позволит ребятам расширить знания об окружающем и мире.
Проблема
В беседе с дошкольниками среднего возраста мы выяснили, что у них недостаточно знаний об источниках света. Дети затрудняются с ответом на вопрос «Что такое тень и откуда она берётся?» Что позволило сделать вывод о том, что необходимо помочь детям больше узнать о свете посредством реализации познавательно- исследовательского проекта.
Цель проекта
Обогатить опыт детей о явлениях света и тени посредством организации экспериментальной
деятельности.
Задачи проекта
1. Познакомить детей с теорией возникновения света и тени.
2. Познакомить детей с видами света (искусственным,естественным).
3. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи (как образуется тень).
4. Развивать наблюдательность, самостоятельность, желание экспериментировать, а так же умение
устанавливать связь между источником света и предметами
5. Воспитывать у детей желание делится знаниями с окружающими и людьми.
6. Привлечь родителей к участию проекта.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформированы представления о свете и тени.
2. Дети могут классифицировать свет на искусственный и естественный, знают и называют источники света.
3. Дошкольники могут самостоятельно выполнять простые опыты со светом и тенью, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.
4. В ходе опытов дети активно взаимодействуют с окружающей средой, наблюдают за изменениями в
природе.
5. Родители активно поддержат познавательный интерес своих детей, включатся в реализацию проекта.
6. Экологическое просвещение родителей станет одним из средств формирования педагогической компетентности родителей.
7. Пополнится развивающая среда группы.
8. Дети-участники проекта привлекут внимание ребят из соседних групп к теме проекта через показ теневого театра.
2. Выполнение проекта
1-ый этап- Подготовительный.
Создание условий для реализации проекта. (подбор познавательного и демонстрационного материала, организация познавательно-исследовательской деятельности детей
(картотека опытов, разработка бесед, дидактических игр, подготовка к наблюдениям, привлечение родителей к реализации проекта.
Беседа с детьми. Опрос детей.
Взаимодействие с родителями.
[b]2-ой этап
Информационно-ознакомительный, практический. [/b]
Обогащение и систематизация знаний детей
Беседы
1. «Свет вокруг нас»,
«Как люди раньше освещали свои жилища», «Знакомство с тенью и светом»
(Приложение 1)
Презентация «Откуда свет пришёл»
(Приложение 2)
Наблюдения: «Меняются ли очертания и размеры теней в течении дня?», Наблюдение за тенью дерева.
Ведение журнала наблюдений «За тенью в пасмурный день» (Приложение 3)
Самостоятельная игровая, опытническая и творческая деятельность детей с актуализацией знаний
Опыты: «Чудесные превращения тени»
, «Предмет и его тень»
, «Тень от прозрачных и непрозрачных предметов", «От чего зависит перемещение тени»
(Приложение 4)
Дидактические игры: «Отгадай героя сказки», «Чья тень?»
, «Найди мою тень», «Что за фигура?»
(Приложение 5)
Подвижные игры: «Догонялки» «Повторяшки» «Тень» «Солнышко лучистое»
(Приложение 6)
3-ый этап Заключительный
Выставка продуктивной деятельности. Изготовление теневого театра с привлечением родителей
Выставка книжек– малышек «Свет и тень»
Выставка детских работ: «Источники света»
(Приложение 7)
Показ теневого театра ребятам из соседней группы (Приложение 8)