Сидорова Юля Ильинична
Познавательно-исследовательский проект «Наши пять помощников — органы чувств»
Вид проекта : информационный, игровой, практико – ориентированный.
Направленность проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : педагог, воспитанники подготовительной к школе группе, родители, медработник.
Длительность проекта : краткосрочный (недельный)
Актуальность проекта :
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Наши пять помощников — органы чувств“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Органы чувств человека и их назначение
- Проекты. Проектная деятельность
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
«Здоровье дороже богатства» - так гласит народная мудрость. Всё, что нас окружает и, что происходит вокруг, мы воспринимаем органами чувств. Изучение органов чувств, входит в систему знаний ребенка дошкольного возраста. Восприятие окружающего нас мира происходит при помощи органов чувств. В младшем дошкольном возрасте закладываются основы здоровой личности воспитанников, формируются культурно – гигиенические навыки. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств. Очень важно развивать у младших дошкольников интерес к познанию своего тела. Дети узнают, как их нужно беречь, как нужно ухаживать за ними, как им не навредить. Именно таким образом будем укреплять здоровье наших воспитанников, прививать интерес к познанию окружающего мира.
Цель проекта :
Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни.
Задачи проекта :
1. Сформировать понятие «органы чувств».
2. Создание условия для осознания детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира.
3. Привить воспитанникам элементарные способы сохранения здоровья органов чувств.
4. Прививать эстетический вкус в познании самого себя.
5. Развивать игровую, познавательную и самостоятельную деятельность у детей подготовительной группе.
6. Развивать речь, мышление, познавательные интересы;
7. Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;
8. Привлечь родителей к поиску информации для детей об органах чувств человека, активизировать их участие в совместной деятельности с детьми.
Планируемые результаты:
Дети получат представление об органах чувств человека, знают их основные функции.
Дети с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности.
Сформированы умения и навыки по уходу за своими органами чувств, бережное отношение к своему здоровью.
Знают и умеют ориентироваться и соблюдать правила личной гигиены.
Умеют использовать полученные знания в своей повседневной жизни.
Родители проявляют интерес к данной теме, участвуют непосредственно в укреплении здоровья дошкольника.
Методы реализации проекта :
- изучение и анализ литературы по теме проекта;
- наблюдения;
- рассматривание иллюстраций и рисунков с органами чувств человека;
- беседы;
- дидактические игры, сюжетно ролевые игры, пальчиковые игры;
-фотовыставка, презентации;
-экскурсия в медицинский кабинет;
-использование ИКТ.
Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.
Что мы знаем об органах чувств?
Носом - мы дышим.
Глазами – смотрим.
Ушами – слышим.
Кожей мы чувствуем.
Что мы хотим узнать?
Как беречь органы чувств?
Зачем человеку язык?
Для чего человеку нужна кожа?
Легко ли жить человеку без органов чувств?
Что для этого необходимо сделать?
Найти информацию из разных источников (газеты, телевизор, родители, интернет и т. д. - дети;
Разработать проект–предложение воспитателя.
План реализации проекта «Наши пять помощников — органы чувств».
Срок реа-лиза-ции Мероприятие Оснащение развивающей среды
1.«Подготовительный этап»
На данном этапе проведено обсуждение темы проекта с детьми и родителями, пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ (подбор дидактических игр, художественной литературы, создание картотек). Подготовка материалов для организации познавательно-исследовательской деятельности.
2.«Практический этап»
-Обновление и обогащение каждого уголка ежедневно новыми материалами и пособиями соответственно целей, задач проекта, деятельности воспитанников;
- Составление презентаций родителями и вос-питателями по теме проекта. Практическая деятельность всех участников проекта.
Понедельник Беседа «Наши помощники»;
Рассматривание иллюстраций
Пальчиковая игра «Дружные пальчики»;
Дидактическая игра «Определи на слух»- закреплять навык определять звуки, познакомить с важным органом – ухом (ушами) с помощью слуха определять звуки;
Чтение: рассказа В. Пермяка «Про нос и язык»;
Сюжетно ролевая игра: «Наши прически» Цель: игра формирует понятие у детей о внешнем виде, прическе; развивает фантазию;
Презентация: «Органы чувств у человека и представителей животного мира». Подбор дидактических материалов, литературы.
Подбор иллюстраций.
Создание картотеки «Пальчиковые игры».
Оформление презентации.
Вторник Рассматривание картинок: «Глаза. Как берегут глаза».
Развивающие игры: блоки Дьенеша, «Забавные дети» - составление фигур девочек и мальчиков из геометрических фигур;
Гимнастика для глаз: «Буратино» - комплекс;
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» - определи на ощупь;
Обсуждения «Что нового узнали? Что еще хотим узнать? Кто с кем играл? Кто с кем подружился?»;
Рисование на тему «Фрукты, в которых живут витамины»;
Беседа по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»;
Презентация: Наши верные помощники - органы чувств». Подбор литера-туры, иллюстраций.
Выставка рисунков.
Создание картотеки «Гимнастика для глаз»
Среда Беседа: по ПДД Чтение и обсуждение «Чтобы не было беды.»;
Хороводная игра «Помощники»;
Экспериментирование: «Волшебная вода», «Тонет – не тонет»;
Рисование на тему: «Мой автопортрет»;
Создание условий для сюжетно – ролевой игры в «Магазин»;
Экскурсия в медицинский кабинет;
Опыт№ 1: «Определение вкусовых зон языка»;
Опыт№2 «Зачем человеку глаза?»;
Опыт№3 «Для чего нам руки?»;
Опыт №4 «Орган слуха»;
Опыт №5 «Вижу – не вижу». Создание картотеки «Хороводные игры», подбор материала к детскому экспериментированию.
Создание картотеки «Опыты».
Подготовить условия для детских опытов
Четверг Игра «Ухо, нос, ухо»;
Чтение стихотворения: М. Ефремова «Тело человека»;
Опыт №1 «Реагируем на свет»;
Опыт №2 «Воздух»;
Опыт №3 «Запахи»;
Опыт №4 «Обоняние»;
Рисование на тему: «Семейный портрет»;
Загадки по теме;
Сюжетно ролевая игра: «Кукла Маша замарашка»;
Точечный массаж «Неболейка»;
Настольный театр – развивать речь детей. Создание картотеки загадок, стихов, поте-шек.
Подбор литера-туры.
Подготовить условия для детских опытов
Создание условий для игр в настольный те-атр.
Пятница Игра «Ухо, нос, ухо»;
Проблемные ситуации: «Глазки заболели и не видят, уши не слышат…»;
Дидактическая игра «Органы чувств»;
Игры с водой – умение спланировать свою работу и довести ее до конца – «Помыть овощи и фрукты»;
Сюжетно ролевая игра: «Больница»;
Презентация: «Наши помощники органы чувств» см. приложение №4.
Создание условий для игры с водой.
3 «Заключительный этап»
Подведение итогов за неделю:
Фотовыставка;
Выставка детских работ по теме: ««Мой автопортрет»;
Итоговое занятие: «Путешествие в страну чувств» Создание фотовыставки, выставку детских работ.
Выводы:
В результате реализации совместного проекта достигнуты следующие результаты:
• Развился стойкий познавательный интерес у детей к органам.
• Сформировалось положительное эмоциональное и осознанное отношение к своему организму.
• Готовность участвовать в практических делах по улучшению своего здоровья.
• Сформировались навыки личной гигиены, умение беречь и заботиться о своих органах чувств.
• Полученные в процессе экспериментирования и наблюдений впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности.
Литература:
1. Голицына, Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 2-я млад-шая группа. Интегрированный подход/ Н. С. Голицына. — М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. — 224 с.
2. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П., Щетинина, В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. — М. : ТЦ Сфера, 2015. — 192 с.
3. Иванова, А. И. Человек. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду/ А. И. Иванова. — М. ТЦ Сфера, 2010 — 224 с.
4. Комплексные занятия по программе от рождения до школы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой -2011.
5. Маурина С. Ю. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы на тему: «Наши помощники — органы чувств» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 82-84. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/24/676/ ( дата обращения: 10.11.2019).
6. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
7. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 167 с.
8. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ/ Е. А. Сыпченко. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.