Валентина Шарова
Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой (Познавательное развитие, речевое развитие, социальное – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие).
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно - исследовательский,
По содержанию: педагогический.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Интересная бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
По составу участников: групповой.
По времени проведения: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Возраст детей: дети от 6 до 7 лет.
Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники подготовительной группы, физ. инструктор, музыкальный руководитель, родители воспитанников, работники поселковой библиотеки.
Актуальность проблемы:
Одним из важных качеств ребенка – познавательная активность, то есть стремление познать окружающий мир: предметы, природные явления. Чтобы его познать ребенок погружается в поисковую деятельность, стремится узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Наиболее полно помочь ребенку открыть себя, могут родители и педагоги. А также создают условия для динамики творческого роста, любознательности и поддержки пытливого стремления ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
Бумага – самый доступный и распространенный материал, который привлекает ребенка. Ребенок получает дополнительные знания и практические умения, работая с бумагой, расширяя одновременно свой кругозор. У ребенка появляется много вопросов: «Почему один вид бумаги легко можно разрезать ножницами, а другой сложнее? Намокает быстро или требуется время? и т. д.»
Учитывая интерес детей к данной проблеме, разработан проект «Интересная бумага».
Проблема: бумага бывает разная – почему?
Цель проекта: расширить знания и представления детей о бумаге; ее видах, свойствах и качествах.
Задачи проекта: Познакомить детей с историей создания бумаги, её свойствами, качествами и разными видами.
Развивать логическое мышление; умение высказывать свою точку мнения, сравнивать, устанавливать причино – следственные связи, делать выводы, анализировать результаты собственных действий и других.
Воспитывать самостоятельность, инициативность, любознательность, уверенность в собственных силах; доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться.
Активизация словаря словами и словосочетаниями: бумажное производство, наждачная бумага, гофрировка, береста, пергамент, тростник, папирус, бумажная масса, и т. д.
Гипотеза: Применяя эффективные и разнообразные методы по ознакомлению дошкольников со свойствами, качествами и видами бумаги, повысится у детей познавательный интерес к окружающей действительности, стремление к самостоятельному исследованию, познанию.
Эффективность интеграции:
1. В дошкольном образовании интегрированный процесс способствуют формированию целостной картины мира у дошкольников, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической.
2. Интеграция дает высокую результативность при формировании познавательного интереса у детей, потому что отражает знание из различных областей.
3. Вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс, позволяет переход от одного вида детской деятельности на другой.
4. Интегрированный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).
5. Интеграция способствует образованию детско-взрослого сообщества, которое способствует более тесному контакту между всеми участниками проекта.
Этапы проекта:
1. Организационно-подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Реализация проекта:
Подготовительный этап
Создание развивающей предметно – пространственной среды.
Подбор методической и художественной литературы по теме.
Разработка познавательных встреч с детьми, дидактических и подвижных игр, бесед и т. д.
Составление плана деятельности
Основной этап работы
Реализация плана деятельности проекта (направление, форма работы с детьми)
Познавательное развитие
Рассказ воспитателя, просмотр презентации о создании бумаги.
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?»
НОД по познавательному развитию «Путешествие в бумажную страну”.
НОД на тему: «О чем рассказали папирус и бумага».
Беседа на тему: «Как появилась бумага».
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий по теме.
Чтение художественных произведений по теме (Стихи: Гамзатов Расул «На фабрике бумажной», Сергей Михалков «Лист бумаги», Марина Новицкая «Кораблик», Натали Самоний «Оригами маме»)
Опыты с бумагой: «Танцующие конфеты», «Сильная бумага», «Притягательный воздушный шар», «Укротитель змей», «Тайное письмо», «Летающая бумага», «Склеивание бумаги», «Шуршащая или поющая бумага», «Вода и бумага», «Волшебная бумага»
Физическое развитие
Игры соревнования «Кто быстрее», «Самый сильный», «Бег с препятствиями».
НОД на тему: «Что мы знаем о бумаге».
Речевое развитие
Составление описательного рассказа о бумажных предметах.
Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Большие – маленькие», «Назови ласково», «Чудесный мешок».
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно ролевые игры: «На бумажной фабрике», «В книжном магазине».
НОД на тему: «Бережное отношение к бумаге».
Художественно – эстетическое развитие
НОД на тему: «Бумага своими руками».
Продуктивная деятельность с бумагой.
Фокусы с бумагой.
Взаимодействие с семьями воспитанников, социальными партнерами
Практикум для родителей «Изготовление бумаги в домашних условиях»
Проведение опытов дома: «Бумажные превращения».
Просмотр (родители, дети, воспитатели) презентации на тему: «Создание бумаги».
Выставка - конкурс «Бумажные фантазии».
Коллекция «Интересная бумага»
Акция «Сбор макулатуры».
Совместное изготовление поделок из бумаги.
Посещение библиотеки.
Оформить папку передвижку «Бумажные затеи»
Заключительный этап:
Совместный сбор (детей и родителей) коллекции «Интересная бумага».
Создание совместных поделок из бумаги «Бумажные фантазии»
Презентация проекта.