Наталья Николаевна Куклова
Познавательно-исследовательский проект «Воздух невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
1. Название проекта : «Воздух невидимка».
2. Руководитель: Куклова Наталья Николаевна
3. Состав проектной группы : воспитатель – Куклова Наталья Николаевна,
дети старшей логопедической группы «Пчелка», родители.
4. Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Воздух невидимка“» размещена в разделах
5. Длительность: краткосрочный (13.01. – 24.01.2014 г. г.)
6. Цель проекта :
Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений.
7. Задачи проекта :
• Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
• Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
8. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта :
• Что такое воздух?
• Как можно увидеть воздух?
• Зачем он нужен людям и растениям?
9. Этапы реализации проекта :
1 этап: Подготовительный
1. Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
Основное оборудование лаборатории:
• приборы – «помощники» : лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги;
• красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.
2. Обобщение и уточнение представлений детей о функциях и свойствах воздуха. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями).
3. Анкетирование родителей по данной проблеме.
4. Диагностика знаний детей на начало проекта.
2 этап: Основной
Организация работы над проектом.
Теоретическая часть: составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов; беседа «Ветер «добрый» и «злой», консультирование родителей по теме
«Эксперимент в детском саду и дома».
Практическая часть:
1. Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы группы)
2. Игры-эксперименты по данной проблеме.
3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
3 этап: Заключительный. «Презентация проекта»
Представление результатов проекта в ДОУ в виде :
- Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».
- Конспекта итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе».
- Шоу мыльных пузырей
- Сравнительная диагностика знаний детей по данной проблеме на начало и конец проекта.
- Оформление познавательно-исследовательского проекта «Невидимка, который нужен всем»
10. Предполагаемый результат:
После завершения проекта дошкольники смогут :
* проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
* осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).
* собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).
- проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
11. Практическая значимость проекта :
Для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;
для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.
После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучения воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были :
- опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;
- подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.