Анна Сысолина
Познавательно — исследовательский проект «Мы помощники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта :
- по методу – познавательно – исследовательский, творческий;
- по содержанию – ребенок и природа;
- по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
- по количеству участников – групповой, дети 5-6 лет, их родители, воспитатели;
- по продолжительности – краткосрочный (2 недели).
Актуальность проекта :
Публикация «Познавательно — исследовательский проект „Мы помощники природы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Дети старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о месте и необходимых условиях их роста. Данная проблема особенно актуальна для районов Крайнего Севера, где экологическая система особенно чувствительна и ранима, а климатические условия довольно суровы.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Гипотеза: Если в ДОУ будут обеспечены максимально – благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.
ель проекта : формирования экологической культуры личности детей.
Задачи проекта :
• Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей
• Воспитывать бережное отношение к природе
• Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
• Формировать коммуникативные навыки.
Предполагаемые результаты:
• У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
• Сформируются знания о взаимосвязи в природе.
• Разовьется интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растениям, животным, птицам, насекомым. Дети научатся анализировать и делать выводы.
Возможные риски
• неблагоприятные погодные условия;
• незаинтересованность родителей.
Проект отличается творческим подходом и строится на следующих принципах:
Принцип природосообразности - предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации - заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры - реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества - предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях
Принцип учета возрастных особенностей - позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка - направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к природе, растительному миру, труду.
Интеграция образовательных областей:
Этапы работы над проектом :
1 этап – подготовительный;
• определение задач;
• описание конечного результата;
• изучение дополнительной литературы;
• изготовление модели трудового процесса;
• изготовление схем и методических таблиц;
• подбор оборудования для проведения опытов;
2 этап – практический
• рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
• различные виды творческой деятельности на экологическую тематику;
• высадка культурных растений;
• изготовление кормушек;
• рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
• труд на огороде.
3 этап – итоговый
Сравнение прогнозируемого с полученным.
• Оформление мини-огорода «Весенняя сказка»
• Оформление «Птичьей столовой»
• Оформление выставки детско – родительских рисунков «Природа нашего края»
• Презентация проекта.
Этапы реализации проекта :
Таб. № 1
№
пп Мероприятия Цели Ответственные Сроки
Реализации проекта
1 этап – подготовительный.
1 Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. воспитатель понедельник
2 Консультации для родителей: «Природа вокруг нас» Просвещать родителей по данной теме.
3 Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов на тему: «Экологическое воспитание дошкольников» Создать методическое обеспечение проекта воспитатель вторник
4 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, приобретение необходимого оборудования, подбор семян. Создать условия для реализации проекта «Мы помощники природы».
2 этап – основной.
5 Беседа «Природа нашего края». Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. воспитатель Среда
6 Дидактическая игра: Лото «Мир растений» Расширение словарного запаса детей: классификация культурных растений воспитатель Четверг
7 НОД: рисование: «Пернатые друзья»
Закрепить знание детей о зимующих и перелетных птицах нашего края воспитатель Пятница
8 Сюжетно-ролевые игра: «Семья на пикнике» Систематизировать знания детей о правилах поведения в природе воспитатель Понедельник
9 Совместное создание в группе огорода на подоконнике. Практическая деятельность: высадка семян огурца, томата, перца сладкого, подсолнечника, лука. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за рассадой и наблюдение за её ростом воспитатель Вторник
10 Изготовление кормушек из бросового материала воспитатели, родители Среда
11 Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян. воспитатели Четверг
12 Совместный с детьми уход за огородом на подоконнике: полив, рыхление земли. Формировать умение ухаживать за растениями. воспитатели Пятница
13 Акция «Нарисуй природу нашего края» Оптимизация детско-родительских отношений через совместную деятельность воспитатели Понедельник
3 этап – заключительный.
14 Оформление выставки рисунков «Природа нашего края» Вызвать положительные эмоции, чувство радости
воспитатель
родители Вторник
15 Оформление на участке для прогулок «Птичьей столовой» Отразить результаты проектной деятельности родителям
воспитатель Среда
16 Анализ результативности Подготовка итоговой справки самоанализа
воспитатель Четверг
17 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Обобщение результатов подготовленного материала по проекту
По реализации проекта «Мы помощники природы»
были получены следующие результаты:
• У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
• Расширились знания о взаимосвязи в природе.
• Развился интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растениям, животным, птицам, насекомым.
• Дети научились анализировать и делать выводы.
• В группе был создан мини-огород «Весенняя сказка»
• На участке группы была организованна «Птичья столовая»
• Была организованна выставка детско-родительских рисунков «Природа нашего края»