Елена Жигова
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : Краткосрочный.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.
Актуальность: Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
•расширить знания детей о культурных растениях;
•продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (редиска, лук, перец, томат, горох);
•обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
•продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
•способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность;
•развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков);
•продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся;
•воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
•развивать познавательные и творческие способности.
Предварительная работа: наблюдения, сбор семян для посева, беседы, чтение художественной литературы.
Предполагаемый результат:
•дети познакомятся с культурными растениями;
•с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;
•с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала;
•у детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру;
•формирование у детей уважительного отношения к труду;
•создание в группе огорода на подоконнике;
•активное участие родителей в реализации проекта.
Результат:
•дети научатся сажать и ухаживать за овощными культурами и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту растений зимой;
•у детей сформируются знания и представления о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Способы оценки: опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.
Работа с родителями:
•провести работу с родителями «Участие в проекте «Огород на подоконнике»;
•предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки.
1 ЭТАП – подготовительный.
В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки, составили огородную игротеку.
2 ЭТАП – исследовательский.
Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах, фруктах и ягодах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Оформили дневник наблюдений. Зафиксировали наблюдения за растениями.
3 ЭТАП – заключительный.
• Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
• Оформили выставку рисунков, поделок, аппликаций.
• Коллективная работа «Лучок на грядке».
• Провели конкурс для детей и родителей «Овощи с нашего подоконника», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили рассказы о том, как они выращивали растения, на своем подоконнике в группе.
• Провели дидактические игры «Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное — несъедобное», «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть».
• Родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки- материал по данной теме.
2. Подобрать материал: контейнеры, семена овощей для сравнения, и оборудование для опытов и экспериментов детей.
3. Составить перспективный план мероприятий.
План реализации проекта.
Подготовительный этап:
Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки (воспитатели группы).
Беседа с родителями: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике» (воспитатели группы).
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, стаканы, земля, семена) (родители, воспитатели).
Разбивка грядок на подоконнике (дети, воспитатели).
Изготовление табличек - указателей с названиями культур (дети, воспитатели).
Исследовательский этап:
Опытно-экспериментальная деятельность: «Рассматривание семян: лука, огурца, томата, тыквы, арбуза, моркови, свеклы баклажан, чеснока», «Условия, необходимые для роста растений», «Размножение, рост, развитие растений» (воспитатели группы).
Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка семян», «Первая зелень» «Витамины для детей» «Полезная пища» (воспитатели - в течение проекта).
Проведение дидактических игр: «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?» (воспитатели).
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах (воспитатели - в течение проекта).
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу) (воспитатели группы - в течение проекта).
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде, в теплице и оранжереях (воспитатели).
Заключительный этап:
Подведение итогов реализации проекта (дети, воспитатели, родители).
Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку», коллективная работа «Лучок на грядке» (дети, воспитатели).
План экспериментальной деятельности:
Земля.
Занятие – беседа - исследование: узнаем какая земля.
Цель: выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода.
Занятие – опыт - эксперимент: вода и растения.
Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце.
Занятие – опыт - эксперимент: солнце и лучок.
Цель: определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек.
Занятие – опыт - эксперимент: человек и лук.
Цель: выявить, насколько луку необходим уход человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).