Екатерина Столярова
Познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название: «Что скрывается в недрах Земли?»
Вид проекта : информационный, познавательно-исследовательский, групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя- с 29.10. по 02.11.2018 г.)
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Что скрывается в недрах Земли?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта : Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
Задачи проекта :
Для детей:
Обучающие:
1. Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)
2. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
- определять задач, исходя из поставленной проблемы;
- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
3. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.
Воспитательные:
1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность). 3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.
Для родителей:
1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
2. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Ожидаемый результат:
Для детей:
1. Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
3. Формированы познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
4. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Для воспитателей:
1. Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
2. Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
3. Совершенствована развивающая предметно – пространственная среда.
Для родителей:
1. Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито совместное творчество родителей и детей;
3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных психологических процессах.
4. Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.
Этапы реализации проекта :
Первый этап: Подготовительный
Второй этап – Основной
Третий этап –Заключительный
Мини – музей
План работы с родителями.
1. Ознакомление с проектом
2. Консультации:
«Роль семьи в развитии поисково -исследовательской активности ребенка»,
«Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком» 3. Памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать»
4. Домашние задания:
- проведение опытов с полезными ископаемыми;
- сочинить сказку о полезных ископаемых;
- найти в нашем городе, что сделано из гранита;
- какие полезные ископаемые используют люди нашего города?
5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».
6. Презентация сюжетно – ролевой игры «Мы – геологи»
7. Обогащение развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Этапы
Подготовительный этап
Цель: Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.
Составление плана проекта.
Изучение материалов по теме на различных сайтах
Подбор литературы
Знакомство родителей с проектом.
Создание развивающей среды (Мини – музей «» коллекция полезных ископаемых)
Пополнение уголка экспериментирования
Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы)
Проведение диагностики детей
Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых и их свойствах через экспериментально- исследовательскую деятельность.
Интеграция образовательных
областей Виды деятельности
Познание :
Беседы
«Что мы знаем о полезных ископаемых?»
«Где используются полезные ископаемые?»
«Драгоценные камни»
Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)
ОД «Подземные богатства земли»
ОД «Уголок планеты»
Опытно-экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
«Можно ли менять форму камня и глины»
«Песочная страна»
«Фокусы с магнитами»
«Соль на проволоке»
«Исчезающий мелок»
«Извержение вулкана - образование горных пород»
«Удивительные камни»,
«Камни, которые подарило море»,
-Показ презентации «Геологи»;
«Полезные ископаемые Татарстана»
Игровые эксперименты:
«Пирамида из камней»
«Тонет-не тонет?»
Социально-коммуникативное развитие -Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
"Отыщи такой же камень",
"Узнай на ощупь";
Пазлы «Что из чего сделано»;
Сюжетно-ролевые игра "Геологи" (знакомство с профессией «геолог»)
Дидактическая игры: «Что лишнее?», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку» «Польза - вред»
Ребусы
Речевое развитие: П. П. Бажов «Серебряное копытце»,
«Малахитовая шкатулка»;
И. Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».
Чтение стихов, сочинение сказок о полезных ископаемых.
Физическое развитие: Хождение по каменной дорожке;
Физминутки
П\и «Гора и камешки».
П\и «Разрушение горы»
Художественно-эстетическое развитие: ОД Лепка сюжетная (коллективная композиция) «Туристы в горах»
ОД Рисование «Мы едем, едем, едем в далекие края» Рисование по замыслу.
ОД «По горам, по долам…»
Рисование мелками на доске, бумаге
Выкладывание рисунков из камней (режимный момент)
Итоговый этап
Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.
Презентация проекта «Что скрывается в недрах Земли?»
Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы»
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины "Что мы знаем о полезных ископаемых"
Таким образом, диагностика знаний детей по теме «Что скрывается в недрах Земли?» проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Что такое полезное ископаемое?
• Для чего нужны человеку полезные ископаемые?
• Какие бывают полезные ископаемые?
• Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных ископаемых?
• Что делают из песка, глины, нефти?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 2 детей -Аиша, Аслан, а после завершения проекта на те же самые вопросы 11 детей ответили правильно. Один ребенок отсутствовал по болезни (Гаджиев Магомед).