Марина Герасимова
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта.
Уровень знаний детей о природе поверхностный т. к. многие молодые родители уже давно отказались от дачных участков и огородах в деревне – ведь всё можно купить! Во время одной из бесед по теме «Труд людей весной» один мальчик рассказал, что помогал дома сеять рассаду. У многих детей возникли вопросы, желание самим посадить растения, сделать что – то полезное. Появилась проблема: «Можно ли в группе вырастить рассаду?». Это послужило мотивом для разработки проекта «Огород на окне». Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и почвы. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Огород на окошке“» размещена в разделах
Приобщение детей к посильному труду по уходу за растениями – это, развивает такие качества, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремлённость.
Цель проекта : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию огородных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта :
- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Обобщать представления детей о необходимости света, влаги, почвы для роста растений.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Формировать осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам.
- Воспитывать бережное отношение к своему труду и труду взрослых.
- Способствовать умению применять полученные знания на практике и в самостоятельной активной деятельности.
Формы работы:
Беседы.
Образовательная деятельность.
Словесные, дидактические, настольные, театрализованные, сюжетно – ролевые игры.
Чтение тематической художественной литературы, энциклопедий о растениях, фольклора, заучивание стихов и потешек, отгадывание загадок.
Посильная самостоятельная трудовая деятельность.
Рассматривание иллюстраций, картин, рисунков в книгах.
Совместный труд детей и взрослых.
Работа с родителями.
О проекте :
ТИП ПРОЕКТА : познавательно – исследовательский.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети старшей группы №5, родители воспитанников, воспитатели группы.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : краткосрочный.
ФОРМЫ РАБОТЫ: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе мы подбирали художественную литературу об овощах: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, экологические сказки.
2. Подбирали дидактические, словесные, настольные, сюжетно – ролевые,
театрализованные игры и наглядный материал по теме проекта.
3. Беседовали с родителями на тему «Участвуем в проекте «Огород на окошке».
4. Разбивали огород на окне.
2 этап – основной.
В начале проекта мы с детьми провели беседу «Что мы знаем о растениях?», выяснили, что в огороде растут растения, которые сначала нужно посеять дома и вырастить рассаду. Затем мы с детьми рассматривали землю – выяснили, что она имеет цвет, вес, сыпучесть (опыт «Узнаем, какая земля»). Наша первая посадка - луковицы. Лук быстро начал расти и мы провели следующий опыт необходимость воды для растений (опыт «Вода и растения» на примере лука один поливали, другой нет).
Затем рассматривали семена укропа и лука, гороха и фасоли через лупу. Выявили следующее: посевной материал имеет разную форму, размер, цвет. Провели следующий опыт: часть семян гороха, огурцов и фасоли замочили в воде, для того чтобы они проросли. Затем высадили проросшие семена и сухие в землю. В процессе наблюдений выяснили, что пророщенные семена выросли быстрее, а сухие у нас не взошли. Сухими мы сеяли и укроп и лук «севок», которые тоже долго не всходили. Закрепили знания о том, что все растения вырастают из семян.
Провели ещё опыт «Солнце и растения» (на примере лука – один лучок стоял в темноте, другой на подоконнике).
После посадки всех семян ребята с нетерпением ждали появления первых всходов. Свои ежедневные наблюдения дети зарисовывали в журнал. В процессе «ожидания» мы сделали следующий вывод: для роста растений им необходим уход, а для этого нужны инструменты. Лук, огурцы, фасоль и горох мы поливали из леечек, а укроп и лук «севок» мы поливали из мерных ложек, т. к. всходы были очень тонкими и хрупкими. Землю рыхлили тоненькими палочками – шпажками. Наблюдение за развитием корней растений, посаженных в прозрачные стаканчики и плошки, позволило увидеть: корни гороха, огурца и фасоли похожи на «пучок» с тонкими, длинными, беловатыми «щупальцами» - это выражения детей. Когда первые всходы подросли, в ходе наблюдений «Какие ростки?», «Сравним растения» мы отметили, что у растений появились листья и ствол. У фасоли и огурца листья широкие, у гороха маленькие и округлые, у фасоли и гороха есть «усики». В процессе всех наблюдений мы выяснили, насколько растение нуждается в уходе.
Во время второго этапа наших исследований, мы проводили беседы («Для чего растению семена?», «Что такое огород и что в нём растёт», «Лук от семи недуг», «Что посеешь, то и пожнёшь», Дидактические и словесные игры («Раздели овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Что в корзинку мы берём?», «Вершки и корешки», «Угадай, что где растёт?»; «Садовник», «Красное, зелёное, жёлтое»; «Заготовки на зиму»; «Вершки-корешки»; «Большой — маленький»; «Назови как можно больше признаков»; «Узнай, о чем я говорю»; «Интересные загадки»; «Один — много»; «Назови ласково».) Читали художественную литературу (Джанни Родари «Чипполино», Н. Носов «Огурцы»,. Сказки: «Пых», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Круть и Верть», «Как мужик и Медведь рожь сеяли», «Как волк научился хлеб есть»; «Вершки и корешки», а так же стихами, загадками, потешками, пословицами и поговорками связанными с огородом и овощами («Золотые ключи» - русские народные загадки, «Иван, Иван, вырывай бурьян…», «Солнышко обогрей, малых деток пожалей…»).
В течение всего проекта мы с детьми изучали энциклопедии о растениях, читали художественную литературу, рисовали, лепили, конструировали. Итогом нашего проекта стало участие в смотре – конкурсе «Огород на окне 2017», где наша группа заняла 1 место.
3 этап – заключительный:
В результате реализации проекта у детей сформировались навыки:
В результате реализации проекта у детей сформировались навыки:
1. Использования элементарной поисковой деятельности, выдвижения предположений о причинах и результатах наблюдаемых явлений.
2. Использования разных способов проверки умозаключений: опыты, рассуждения, сравнительные наблюдения.
3. Формулировки выводов и создание маленьких открытий.
4. Гуманного отношения к живому, стремление создавать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.