Наталья
Познавательно-исследовательская деятельность в летний период для детей старшей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Лекарственные растения нашего края» для детей старшей группы.
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями нашего края:
одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, душица, тысячелистник, зверобой, расширить кругозор о растениях.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать развитию умения узнавать растения по
внешнему виду.
Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме.
Побудить интерес к лекарственным растениям и их лечебным свойствам.
Развивающие:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в летний период для детей старшей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лето
- Старшая группа
- Темочки
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Воспитательные: Формировать у детей потребность к новым знаниям;
воспитывать гордость за наш край, в котором есть лекарственные растения.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в огороде на фитогрядке, наблюдение за ростом и состоянием лекарственных растений на фитогрядке, рассматривание схем - моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.
Предполагаемый результат:
Знают некоторые виды лекарственных трав и их применение, умеют различать по внешнему виду.
Материал к занятию: мешочек с травами; презентация «Лекарственные
растения Тюменского края» со слайдами растений (одуванчик, крапива,
подорожник, ромашка, и т. д.); карта Тюменской области;
стаканчики с чаем и разнотравным медом по количеству детей.
Методические приемы:
Игровой момент «Чудесный мешочек»; художественное слово : «загадки о растениях»; физкультминутка,
сюрпризный момент «Угощение чаем с медом»; дид. игра «Угадай растение».
Ход НОД:
Организационный момент «Чудесный мешочек».
Воспитатель:- Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, в руках у меня мешочек, но что в нем, я вам не скажу. Вы должны сами догадаться, понюхав содержимое мешочка.
Даю возможность всем детям понюхать, не заглядывая во внутрь мешочка.
Дети: - пахнет травой.
Воспитатель:- Правильно, мой мешочек наполнен травкой. Я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в мир растений нашего родного края.
-А вы знаете как называется край в котором мы живем?
Дети:Тюменская область.
Воспитатель: - Правильно!
-Вот карта Тюменской области. Подойдите поближе. Как называется наш город?
Дети:Тюмень.
Воспитатель:Давайте повернем свои лица к солнцу, раскроем ладошки навстречу солнцу, наберемся тепла и энергии. Вдохните глубоко. Чувствуете, как тело наше набирает энергию? Вот теперь можно отправляться в мир растений нашего Тюменского края.
- Все готовы?
Дети:Да, готовы!
Воспитатель:- Приглашаю всех пройти на полянку и занять свой «пенечек» (стульчик).
Начало презентации «Лекарственные растения нашего края».
Воспитатель:- Мы пришли на луг и, что же видим перед собой? (Слайд №3.)
Дети:-Разные растения.
Воспитатель:- Это не простые растения, они могут лечить, поэтому их называют лекарственными.
- Издавна люди заметили, что больные домашние животные заболев, уходят влес, чтобы найти траву, нужную им. Съев ее, они выздоравливали. Так и
человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные средства многих цветов и трав. Сегодня мы познакомимся с некоторыми,распространенными в нашей местности, лекарственными растениями и их пользой.
- Для того, чтобы узнать о каком растении будем говорить, выбудете отгадать загадки : Слайд №4.
«Ох, не трогайте меня,
Обожгу и без огня».
Дети:- Крапива.
Воспитатель:- Да, правильно, крапива обжигает. Кто нибудь из вас обжигался крапивой?
Дети: - Да обжигались! Пузырьки были от крапивы.
Воспитатель:- Знаете почему она обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца.
Внутри волосков –едкая жидкость. Дотронешься – получай укольчик. Но пройдет немного времени– и вы перестанете чувствовать жжение. Несмотря на это – крапива очень полезное растение. В ней есть вещества, убивающие микробы. Она очень хорошо останавливает кровь. Если вдруг вы порезались, возьмите крапиву, растолките ее, превратите в кашицу и приложите эту кашицу к ранке. Кровь остановится.
Если крапиву залить горячей водой, подождать, когда настоится и помыть
этим отваром голову, то вы узнаете, что крапива хорошо укрепляет волосы.
А еще из крапивы делают бумагу, веревки и мешковину. Помните сказку
Андерсена «Дикие лебеди». Ведь именно из крапивы пришлось сестрице
вязать рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.
Еще из крапивы готовят великолепные щи. Я каждую весну собираю листья
крапивы и варю щи. Очень вкусно и полезно.
Воспитатель: -Слушаем следующую загадку: Слайд №5.
«Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог».
Дети:Подорожник.
Воспитатель:Правильно. Поговорим о подорожнике. Может вы знаете почему его так назвали?
Дети:(Ответы детей).
Воспитатель:Правильно, обычно он растет вдоль дорог. Мы его топчем, а он все равно растет, потому что его листья стараются плотнее прижаться к земле. Листья у него упругие, с прочными жилками. Он надежно укрепился в почве густым пучком корней. Вот поэтому подорожник не боится вытаптывания, от чего так страдают другие растения.
- А знаете ли вы чем лечить царапины и разбитые колени?
Дети:Подорожником.
Воспитатель:Конечно же,подорожником.
- Его еще называют зеленым бинтом. Сейчас я вам покажу, как надо лечиться подорожником. Представьте себе, что вы упали и поранили руку. Первое, что надо сделать – это очистить его от пыли. Помыть листик в воде. Затем помять его пальцами так, чтобы из листика выделился сок и приложить к ранке, и привязать подорожник бинтом. Царапина быстро заживет.
Воспитатель: - Слушаем следующую загадку:
Стоят сестрички – желтый глазок, белые реснички». Слайд №6.
Дети:Ромашки!
Воспитатель:- Вы, конечно же все знаете этот цветок. Он растет и в полях, и в населенных пунктах. Это многолетний цветок, цветёт он в июле-августе. Все лекарственные свойства находятся в цветке. Из ромашек плетут красивые венки, даже гадают по ним. В народе ромашку называют целительницей. И не зря. Если вдруг заболело горлышко,то лучший доктор – отвар из ромашки. Просто взять горсточку цветочков и залить кипятком.
Постоит немножко, полощи горло. Ну, а если сделать чай из ромашки, то сон ваш будет крепкий и здоровый.
Воспитатель: -О ромашке всегда хочется говорить стихами.
Рано утром солнышко
Ясное встает,
Спать оно ромашкам
В поле не дает.
Бабочки порхают
От цветка к цветку,
Радуются утру,
Солнечному дню!
Мы к ромашкам в поле
Выйдем погулять,
Радоваться лету,
Петь и танцевать!
Воспитатель: - Сейчас я вам предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
«Жу – жу – жу, жу – жу – жу –
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь».
Воспитатель: Следующая загадка: Слайд №7.
«Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух»
Дети:Одуванчик.
Воспитатель: - Это растение вы знаете все. Расскажите мне о нем.
Дети:(Рассказы детей).
Воспитатель: В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов. В старину одуванчик считали хорошим средством улучшающим аппетит.
Воспитатель:Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Одуванчик».
Воспитатель: Ребята встаньте в круг и возьмитесь за руки это будет у нас одуванчик, сейчас выберем «ловишку» с помощью считалки.
Считалочка:Пчёлы в поле полетели.
Зажужжали - загудели,
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем, водишь ты.
Дети: Ловишка становится в круг
По сигналу взрослого все дети начинают ходьбу по кругу и
одновременно произносят слова:
Одуванчик, одуванчик,
Скинул жёлтый сарафанчик,
Превратился в шар воздушный,
Шар воздушный – непослушный!
Мы его сорвать хотели,
А пушинки полетели!
Воспитатель: С окончанием слов «ловишка» дует на одуванчик – и
«пушинки разлетаются», начинается бег с ловлей и увёртыванием. Ребёнок, которого за
Воспитатель:Обратите внимание на это растение. Кому знакомо это растение?Слайд №8.
Весной растет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (тысячелистник)
Воспитатель: Это растение называется тысячелистник обыкновенный.
- У тысячелистника листьев конечно не тысяча, но если на него посмотреть, кажется, что листьев так много, что сосчитать их просто невозможно.
- С давних пор люди используют полезные свойства этого растения: сухие листья и цветки используют для приготовления кваса, ароматных напитков.
Целебная сила растения находится в верхушках стеблей. Стебли срезают и готовят из них антибактерицидные настои. Тысячелистник помогает остановить кровотечение из носа, способствует повышению аппетита.
Воспитатель: Следующая загадка: Слайд №9.
Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашё л:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? – зверобой.
Воспитатель:Зверобой растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга. Зверобой - средство от многих болезней. Из него изготавливают мази, которые заживляют и лечат раны, готовят чай с отваром зверобоя, для защиты и укрепления организма.
Воспитатель: Что это за растение? (показ душицы слайд №10)
-Взгляните на это растение. А еще лучше понюхайте.
-Что вы можете сказать о его запахе?
Дети:-Запах у него приятный, ароматный, душистый.
Воспитатель:Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Растет, так же, как и зверобой на лесных полянах, опушках.
-Душицу используют при головных болях, бессоннице. Чай, заваренный этой травой, душистый, также очень полезный. Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
Воспитатель:А сейчас угощайтесь травяным чаем из душицы. Чай уже разлит по стаканчикам, подойдите и выпейте. (Дети угощаются чаем).
Воспитатель:Понравился вам чай из душицы?
Дети: -Да! Очень вкусный и ароматный.
Воспитатель: Много лекарственных растений можно найти на лугах, полях в лесу, в саду нашей Тюменской области. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.
Воспитатель:- Запомните правила сбора лекарственных трав.
* Цветки собирают, когда растение цветет.
* Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались.
* Собирают в сухую погоду, сушат под навесом в тени.
* Нельзя собирать вблизи дорог.
Воспитатель:-А теперь мы с вами поиграем.
Дидактическая игра «Угадай растение» (показ всех слайдов с ответами
детей).
Дидактическая игра «Аптека». (Один воспитанник описывает лекарственное растение, а другой угадывает и называет его лечебные свойства и подает упаковку). Цели: - закреплять знания о лекарственных растениях; - развивать познавательную деятельность в процессе формирования.
Воспитатель:- Мы сегодня познакомились с некоторыми растениями нашего края, которые называются одним словом – лекарственные. Как хорошо, что в нашем крае они есть и можно лечиться ими.
Ответьте мне на вопросы:
1. С какими лекарственными растениями мы познакомились?
2. Какие из этих растений растут на участке детского сада?
3. Какие растения помогают вылечиться от простуды?
4. Листья каких растений лечат ссадины и царапины?
5. Из какого растения можно варить щи?
6. Из какого растения можно сделать веревку?
Все лекарственные растения продаются в аптеке, где их и покупает ваша мама.
Воспитатель:Вы все молодцы! Я очень надеюсь, что ваши знания будут помогать вам в жизни. Теперь вы знаете, что природа дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее.
Воспитатель:Наше интересное занятие закончим рисунками. (дети подходят к столам, лежат не доконченные рисунки, дорисовывают цветы) и оформляем выставку рисунков «Зеленая аптека Тюменской области».