Наталья Ефремова
Познавательно-игровой проект «Мы журналисты» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный, игровой.
Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели группы, родители.
Продолжительность: долгосрочный, с 1сентября 2021года по 31 мая 2022года.
Введение
Постановка проблемы:
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Публикация «Познавательно-игровой проект „Мы журналисты“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Дети старшего дошкольного возраста испытывают трудности в общении: не умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками; самостоятельно не могут сформулировать вопрос; затрудняются в построении высказываний и рассуждений, имеют пассивный словарный запас.
В дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
Цель проекта :
Сформировать связную диалогическую речь детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность; познакомить с профессией журналиста.
Задачи.
Образовательные:
Обучать детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
Организовать в предметно-пространственной развивающей среде группы центр журналиста.
Развивающие:
Развивать коммуникативность и навыки личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.
Способствовать развитию творческого и социального самовыражения дошкольников.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к профессии журналиста, желание вести диалог.
Методы и формы работы: Организационные, наглядные, словесные, практические, мотивационные.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются первичные представления о профессии журналиста, его профессиональных качествах и навыках.
Дети познакомятся с видами печатной продукции.
Словарный запас дошкольников обогатится терминами журналистики : интервью, репортаж, рубрика, редакция, корреспонденция и др.
Воспитанники научатся брать интервью: говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания; в диалоге получат опыт равенства в общении.
Станут активными участниками творческих игр, издания детской газеты «Вот как мы живем».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный.
Подбор справочной и художественной литературы, произведений устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки) о труде и профессии журналиста;
наглядно-демонстрационного и дидактического материала по теме «Профессия – журналист»;
подборка коммуникативных игр по детской журналистике;
разработка опорных карт – схем ведения диалога;
атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы – журналисты».
2 этап - основной.
Организация и проведение экскурсий по детскому саду в кабинет заведующей, медсестры, на кухню; творческие командировки – интервью с сотрудниками детского сада;
проведение развивающих и дидактических игр по теме «Профессии»;
организация сюжетно-ролевых игр, игровых ситуаций, игр – инсценировок;
использование настольно-печатных игр по теме «Профессии»;
работа с аудиосредствами (микрофоном, магнитофоном, видео - и фотоаппаратурой; проведение репортажей;
чтение детской художественной и познавательной литературы; проговаривание и заучивание наизусть стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание загадок о труде и профессиях;
чтение стихов о правилах речевого этикета;
знакомство с иллюстративным и документальным материалом, фото- и видеоматериалом.
3 этап - заключительный.
Игровой модуль «Мы – журналисты»;
выпуск газеты «Вот как мы живём».
План реализации проекта :
1этап - подготовительный.
Работа со справочной и художественной литературой, оформление выставки книг по теме «Профессии»;
рассматривание наглядно-демонстрационного материала «Аудиотехника. Видеотехника. Оргтехника и средства связи», иллюстративного, фотоматериала, сюжетных и предметных картинок по теме «Профессия - журналист»;
работа с раскрасками «Профессии», «Хочу быть журналистом», трафаретами, альбомами;
использование атрибутов к различным сюжетно-ролевым играм;
использование медиаресурсов, видеофильмов в проекте;
проведение индивидуальных бесед «Мы участвуем в проекте»; подготовка к выпуску газеты «Вот как мы живём», выставки детских рисунков «Моя будущая профессия».
2 этап – основной.
Месяц Работа с детьми Работа с родителями
сентябрь Беседы на темы:
«Что я знаю о профессиях»
«Профессия журналист»
Чтение В. В. Маяковский «Кем быть?»
Слушание музыкальных произведений о профессиях.
Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам «Какая профессия важнее всех» Анкетирование родителей «Речь вашего ребенка»
октябрь Знакомство с профессиями: редактор, корреспондент, журналист.
Творческая игра «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной»
Создание центра журналистики.
Рисование «Профессия моих родителей»
Работа с аудиосредствами (фотоаппаратом, микрофоном, диктофоном и др.)
Экскурсия на кухню детского сада. Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется)
Помощь родителей в оформлении центра журналистики.
ноябрь Беседы на темы: «Как люди общались на расстоянии»
«Учимся правильно беседовать»
Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»
Игры на закрепление и расширение знаний детей о профессиях. Домашняя игротека «Игры по журналистике»
Подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Журналисты».
декабрь Беседы на темы:
«Откуда пришел журнал?»
«Кто издает журнал?»
Рассматривание и чтение журналов.
Рисование «Обложка моего будущего журнала»
Игры и игровые упражнения: «Кто без чего не обойдется?», «Продолжи предложение», «Задай мне вопрос». Помощь родителей в подборке журналов и газет.
январь Беседа на тему: «Телефонный этикет»
Речевая игра «Прием телефонных звонков»
Интервью- командировка в кабинет заведующей.
Режиссерская игра «Я беру интервью»
Отгадывание загадок о профессиях. Консультация «Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников»
февраль Игры и игровые упражнения: «Скажи правильно», «А как наоборот»
Рисование «Наша группа»
Эстафета «Ловкий корреспондент»
Чтение Р. Д. Киплинг «Как было написано первое письмо»
Режиссерская игра «Профессии города»
Проговаривание скороговорок, пословиц и поговорок о профессиях. Предложить для домашнего просмотра детские телепередачи с последующим обсуждением.
март Развлечение «Наши мамы» с использованием метода интервьюирования.
Составление описательных рассказов «Моя мама»
Речевые игры: «Дружеское интервью», «Острый глаз» Изготовление оборудования, поделок, атрибутов из бросового материала по теме проекта.
апрель Проведение пальчиковых, дыхательных гимнастик, упражнений с учетом темы.
Интерью-командировка в медицинский кабинет.
Конструирование «Фотоаппарат»
Подвижные игры «Собери команду», «Кто быстрее доставит письмо» Консультирование родителей по вопросам организации пространства общения, развития коммуникативных навыков у детей.
май Диагностическое обследование детей по развитию связной и диалогической речи. Анкетирование родителей «Я хочу, я умею, я знаю» о результатах проводимой работы.
3 этап – заключительный.
Игровая ситуация «Мы журналисты»
Выпуск газеты «Вот как мы живём».
Оценка результатов и отчетность.
В результате работы над проектом мы пришли к выводу о том, что организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилила речевую мотивацию, создала условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получили начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделали первые шаги в практической деятельности и в дальнейшем будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.
Используемая литература:
1. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. – М. : Баласс, 2011г.
2. А. Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Мозаика-Синтез 2005г.
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. -М. :Мозаика-Синтез,2008г.
4. Е. А. Алябьева. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации. Творческий центр «Сфера», 2009г.
5. Интернет-ресурс
6. К. П. Нефедова. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей / К. П. Нефедова.
7. Н. А. Кнушевицкая. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» Н. А. Кнушевицкая. - М. :Издательство ГНОМ- Пресс, 2011г.
8. О. В. Дыбина. ознакомление с предметным и социальным окружением. Изд-во Мозаика – Синтез, Москва, 2012г.
9. Т. А. Шорыгина. Вежливые сказки: этикет для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003г.
10. Т. А. Шорыгина. Общительные сказки для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2006г.
11. Т. В. Потапова. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008г.