Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.
Задачи : расширить знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе; стимулировать познавательную активность; развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах; найти сведения о школе в художественной литературе; воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Состав участников: групповой.
Публикация «Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы „Будущий первоклассник“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.
Срок реализации: долгосрочный.
Целевые ориентиры образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Образовательные области проекта:Познавательное развитие – основная образовательная область
Виды детской деятельности:Познавательно-исследовательская.
Осуществляемая детьми деятельность:Знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения в школе, умеют использовать в речи некоторые школьные термины, решать конфликтные
ситуации
Образовательные области проекта:Социально-коммуникативное развитие
Виды детской деятельности:Коммуникативная
Осуществляемая детьми деятельность:Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т. п., правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ
Игровая:Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой
форме.
Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим
Образовательные области проекта:Речевое развитие
Виды детской деятельности:Восприятие художественной литературы
Осуществляемая детьми деятельность:Игровая Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой
форме.
Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим. произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения.
Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения.
Образовательные области проекта:Художественно-эстетическое развитие
Виды детской деятельности:Продуктивная
Осуществляемая детьми деятельность:Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения,
времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения.
В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности.
Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности.
Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла.
Раскрашивают, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивают изображение
Ход проекта
Этап I.
Цель: формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.
1. Беседа на тему «Что я знаю о школе?».
– Кто из вас знает, что такое школа?
– Кто уже ходит в «Школу дошкольника»?
– Расскажите, какая ваша школа? (Большая, светлая, красивая.)
– Какой ваш класс? (Большой, уютный.)
– Кто еще ходит в школу?
– Как называют детей, которые учатся в школе? (Ученики.)
– Как называют ребят, которые пришли в первый класс? (Первоклассники.)
– Кто вас встретит в школе? (Учитель.)
– Чем занимаются дети в школе? (Учатся.)
– Какие у них есть уроки? (Математика, чтение, письмо, английский язык.)
– Как нужно вести себя на уроке? (Слушать внимательно учителя, все запоминать, не баловаться.)
– Если на уроке ты хочешь что-то сказать, что нужно сделать? (Поднять руку.)
– Что такое перемена? (Время, когда дети отдыхают.)
2. Рисование на тему «Моя школа».
– Нарисуйте вашу школу, в которую вы уже ходите, чтобы другие ребята смогли посмотреть на нее. Вы можете нарисовать большое здание школы со входом и лестницей. А можете нарисовать классы, коридоры, комнату отдыха.
Этап II.
Цель: упражнение в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы дошкольника».
1. Творческое рассказывание «Я в “Школе дошкольника”».
– Ребята, которые ходят в «Школу дошкольника», сейчас расскажут нам, чем они там занимаются, что интересного есть в школе, о своих новых друзьях.
Рассказывают 3–4 ребенка.
2. Конструирование «Моя школа».
– Постройте свою школу с помощью деталей конструктора «Лего». Это может быть та школа, в которую вы уже ходите, или можете пофантазировать и сконструировать свою школу.
Этап III.
Цели: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.
1. Творческое рассказывание «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду».
– Ребята, еще совсем немного вам осталось ходить в детский сад. Скоро все вы станете учениками, каждый из вас уже готовится к школе. Давайте послушаем, кто как это делает дома.
3–4 ребенка рассказывают о том, как они занимаются подготовкой к школе дома.
– Но ведь вы не только дома готовитесь, но и в детском саду. Как мы с вами это делаем? (Занимаемся математикой, учимся читать, слушаем стихи, читаем сказки, учим правила поведения и пр.)
2. Чтение художественной литературы.
Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу».[/b]
Этап IV.
Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развития речи, изучения Декларации прав человека, расширения знаний об окружающем мире.
1. Беседа «Зачем надо учиться?».
– Ребята, вот все говорят, что надо учиться, а может быть, не надо? Как вы считаете? (Надо.)
– Зачем нам нужно учиться? (Чтобы уметь читать, писать, считать, поступить в институт, найти хорошую работу и т. д.)
– Как вы думаете, что будет с человеком, который не станет учиться? (Он не сможет найти работу и заработать деньги, а без денег ему будет нечего кушать и негде жить.)
– Вот что написано об учебе в Декларации прав человека, статья 26 «Право на образование»:
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
– Кто имеет право на образование?
– Кто может выбирать школу, детский сад для детей?
– Послушайте пословицы и поговорки, которые сочинил народ о знаниях и учебе. Как вы их понимаете?
• Учение – путь к умению. (Это значит, что тот, кто будет учиться, обязательно сможет сделать то, что хотел.)
• Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит. (Тот, кто много знает, везде бывает, стремится к чему-то, а тот, кто ничего не знает, сидит дома, ему совсем неинтересно жить.)
• Повторенье – мать ученья. (Чтобы что-то запомнить, надо много раз повторить.)
• Без наук – как без рук. (Ничего не знаешь – ничего не сможешь делать.)
• Учиться никогда не поздно. (Если вы чего-то не умеете, не нужно этого стесняться, надо пойти и научиться. Учиться могут и дети, и взрослые, и старики.)
Этап V.
Цели: развитие связной речи; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.
1. Творческое рассказывание на тему «Мой рюкзак».
– Ребята, которые ходят в «Школу дошкольника», конечно, уже носят с собой рюкзак. Пожалуйста, расскажите, что лежит в вашем рюкзаке, какой он, кто его покупал и выбирал, нравится ли он вам.
Рассказывают 3–4 ребенка.
2. Чтение художественной литературы.
В. Берестов «У меня в портфеле».
Рассматривание иллюстраций: школьные принадлежности, школьная форма, школьное оборудование.
Этап VI
.
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
1. Чтение художественной литературы.
Стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри».
2. Журнал «Скоро в школу!».
– Ребята, вы уже многое знаете о школе. Пришло время создать журнал «Скоро в школу!» и показать его родителям. В журнал можно включить картинки, стихи, пословицы и поговорки о школе.
Педагог совместно с детьми подбирает материал и оформляет журнал в виде книжки-развертки, которую потом выставляет в родительском уголк
Этап VII.
Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи.
1. Режим дня будущего первоклассника.
– Сегодня мы поговорим о том, как важно соблюдать режим дня дошкольнику. Что такое режим дня? (Это последовательность действий, которые мы выполняем в течение дня.)
– Режим дня необходим для того, чтобы все вовремя успевать, никуда не опаздывать, ничего не забывать, правильно распоряжаться временем, чувствовать себя хорошо. Расскажите о своем режиме дня.
3–4 человека рассказывают о режиме дня, акцентируется внимание на правильном распределении времени для игр, занятий, отдыха.
2. Конструирование «Рабочее место ученика дома» (конструктор или детская мебель).
– У каждого из вас уже есть место, где вы занимаетесь, рисуете, готовите задания. Расскажите, что это за место в квартире? Это отдельная комната со столом, стулом или пока еще небольшой детский столик?
3–4 ребенка описывают свое рабочее место.
– Перед вами – конструктор, из деталей которого каждый из вас постарается собрать рабочее место, которое у вас есть дома, или придумать такое рабочее место, какое бы вам хотелось иметь.
Дети конструируют, по окончании конструирования педагог беседует индивидуально с каждым ребенком о его постройке.
Этап VIII.
Цели: развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.
1. Чтение художественной литературы.
Стихотворения А. Барто «В школу», «Я выросла».
2. Раскрашивание рисунка на школьную тематику.
– Перед вами раскраски, посвященные школе. Выберите, какую вы хотите раскрасить, чем вы будете раскрашивать (красками, карандашами, восковыми мелками).
Дети раскрашивают рисунки, организация выставки рисунков о школе.
Этап IX.
Цель: развитие пространственного мышления, расширение географических представлений.
1. Загадки о школе.
– Отгадайте загадки о школе. Тому, кто первый отгадает загадку, я буду давать фишку, а потом посчитаем, кто набрал больше фишек и победил.
• Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (Буквы.)
• Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Резинка.)
• Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел.)
• Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж…
Что же это? (Карандаш.)
• То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь.)
• Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятерка.)
2. Карта «Дорога в школу».
– Нарисуйте карту вашего пути от дома (детского сада) до школы, отобразив дороги, магазины, светофоры, повороты и пр.
– Те ребята, которые не ходят пока в школу, могут нарисовать дорогу из дома до детского сада.
2. Беседа. Составление коллективного рассказа.
3. Чтение второй сказки"СМЕШНЫЕ СТРАХИ"
4. Чтение третьей сказки "ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА"
5. Рисование правил (творческое задание).
– Какое правило вам нравится больше всего? Нарисуйте его.
Дети выполняют задание.
Этап XII (итог проекта).
Цель: обобщение полученных знаний и опыта.
1. Оформление папки проекта «Будущий первоклассник».
Папка заполняется материалами, полученными в ходе реализации проекта.
– Сегодня я собрала рисунки, раскраски, все работы, которые вы выполняли о школе. Чтобы показать нашу работу, надо оформить папку. Есть желающие мне помочь? (Все желающие помогают воспитателю в оформлении всех материалов в папку.)
2. Оформление уголка «Будущий первоклассник».
В уголок помещаются:
• Журнал «Скоро в школу!»;
• Папка проекта «Будущий первоклассник»;
• Информация для родителей, предоставленная Департаментом образования и педагогом-психологом ДОУ.