Елена Инкина
Познавательно-игровой проект для детей младшего дошкольного возраста «В стране безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом в нашем городе увеличивается число машин, перекрестков, появляются новые дорожные знаки. Дети младшего дошкольного возраста плохо ориентируются в правилах дорожного движения, назначении дорожных знаков. Только с раннего детства можно приучить ребенка соблюдать данные правила, воспитать должное поведение на улице и в транспорте, привить такие качества, как внимательность, осторожность, ответственность. Ведь эти качества нужны ребенку, чтобы предотвратить причины дорожно-транспортных происшествий.
Актуальность:
Публикация «Познавательно-игровой проект для детей младшего дошкольного возраста „В стране безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Актуальность проекта «В стране безопасности» обусловлена тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Данный проект ориентирован на решение главной проблемы - Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице и в транспорте? Умеет ли он переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте.
Задачи проекта:
• познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
• сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
• развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
• развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
• способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
Ожидаемый результат:
Усвоение детьми знаний, представлений о правилах дорожного движения;
Повышение уровня ответственности за безопасность жизни;
Обогащение словарного запаса детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки;
Закрепление и обобщение у детей представлений о различных видах транспорта, о движении транспорта.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1этап: Подготовительный.
Создание РППС:
- макет «Улицы нашего города»;
- лэпбук «Юный пешеход»;
- карточки «Правила дорожного движения в стихах»;
- картинки «Дорожные знаки»;
- настольно-печатные игры «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации на улице», «Виды транспорта», «Собери знак»;
- раскраски «Светофор»;
- картотека игр по ПДД.
Организация информационного уголка для родителей «Безопасность на дороге».
Подбор художественной литературы по данной теме.
2 этап: Практический.
Образовательные области и формы работы
Речевое развитие
Беседа по макету «Улицы нашего города». Цель: познакомить дошкольников со строением улицы, с основными дорожными знаками и правилами дорожного движения.
Беседа о транспорте, о труде водителя.
Цель: уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить их активный словарь за счет названий автомашин, рассказать о труде водителя.
Заучивание потешки: Сбил, сколотил — вот колесо, сел да поехал — ах, хорошо! Оглянулся назад - одни спицы лежат. Цель: развивать речь, память.
Беседа «Где можно играть».
Цель: уточнить знания детей об опасности игр у проезжей части, учить предвидеть опасность в той или иной ситуации.
• Беседа «Какие бывают машины». Цель: познакомить детей с машинами специального назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», «Хлеб», «Продукты», «Мебель» и т. д. ; объяснить, что автобус, грузовые и легковые машины заправляются бензином, а трамвай и троллейбус работают от электричества; раскрыть понятие о том, что пассажирский транспорт ездит по определённому маршруту.
Чтение художественного произведения С. Маршак «Милиционер». Цель: воспитывать интерес к новому произведению и профессии милиционер.
Беседа «Светофор и его сигналы».
Цель: закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, цвете, закрепить умение действовать по сигналу.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Правила дорожного движения». Цель: расширять знания о правилах пешеходов на дороге и на тротуаре; закреплять знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закреплять представление о назначении дорожных знаков.
Чтение произведений художественной литературы по правилам дорожного движения. Цель: развивать у дошкольников интерес к чтению.
Чтение стихотворения «Светофор» - И. Гуриной. Цель: развивать интерес к художественной литературе.
Зачитывание отрывков «Айболит» (про зайчика) К. Чуковского, «Машины» Я. Пишумов. Цель: закрепление правила «пропусти машину, а потом иди».
Беседа-обсуждение «Участники дорожного движения».
Цель: дать детям понятие о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определенные правила.
Ситуативный разговор «Улица полна неожиданностей».
Цель: расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице; учить видеть то, что представляет опасность для жизни и здоровья.
Ситуативный разговор «Безопасная улица». Цель: закрепить правила перехода улицы при двустороннем движении, назначение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно дети»; о назначении светофора.
Беседа-обсуждение «О чем говорят дорожные знаки».
Цель: познакомить дошкольников с предупреждающими, запрещающими и указательными знаками, формировать умение различать их, узнавать на картинках, дороге.
Ситуация общения «Правила безопасности при катании на самокате». Цель: формировать навыки собственной безопасности детей.
Пословицы и загадки по ПДД.
Цель: формировать представления о пользе и значимости правил дорожного движения в жизни человека, учить дошкольников понимать и объяснять значение пословиц и загадок; воспитывать самостоятельность.
Ситуативный разговор «Безопасная улица». Цель: закрепить правила перехода улицы при двустороннем движении, назначение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно дети»; о назначении светофора.
Беседа «Правила пешехода».
Цель: расширять знания о правилах пешехода на дороге, тротуаре, закрепить знания о понятиях «островок безопасности» «переход». Познакомить с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено» «Велосипедное движение запрещено».
Познавательное развитие
Целевая экскурсия на перекресток. Цель: расширять представления дошкольников об улице (дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения — магазины, школа, почта и т. д. ; машины дви-жутся по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним; проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией); познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями: «пешеход», «переход».
Рассматривание иллюстрации «Виды транспорта». Цель: дать понятия о видах транспорта: наземный, водный, воздушный.
Беседа «Правила дорожного движения на улицах города».
Цель: познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Дидактическая игра «Собери знак». Цель: расширять представления дошкольников о назначении дорожных знаков; познакомить с запрещающими дорожными знаками.
Беседа «Вышел из дома – будь внимателен!». Цель: расширить и закрепить знания о правилах поведения на улице и на дороге.
Просмотр презентации «Светофорчик в гостях у ребят». Цель: сформировать представления о назначении светофора и его сигналах.
Беседа «Знакомство с улицей». Цель: дополнить представления дошкольников об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта, детский сад и т. д. ; машины движутся по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним; проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией.
Дидактическая игра «Какая машинка лишняя?».
Цель: формировать умение дошкольников выбирать из ряда машинок лишнюю, объяснять, почему она лишняя; развивать логическое мышление, внимательность.
Наблюдение за проезжей частью.
Цель: продолжать формировать умение дошкольников называть и узнавать транспортные средства; закреплять названия частей автомобиля; развивать наблюдательность, память детей.
Дидактическая игра «Собери машину» (мелкая моторика). Цель: развивать мышление, внимание дошкольников, закреплять знание основных частей машин.
• Беседа о правилах дорожного движения и важности их соблюдения.
Цель: закреплять знания и умения по использованию правил дорожного движения в игровых и практических ситуациях на площадке; совершенствовать умение по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуациях.
Дидактическая игра
по ПДД «Подбери картинку».
Цель: закреплять умение отличать по внешнему виду и называть виды транспорта, виды специализированных машин.
Наблюдения за машинами и пешеходами около садика.
Цель: предложить вспомнить, как надо переходить улицу, какие знаки дорожного движения они помнят; развивать активный словарь за счет слов, употребляемых в ситуации общения.
Дидактическая игра «Какой формы части машины?». Цель: закреплять знания дошкольников о частях машины, их форме.
Рассматривание изображений различных транспортных средств. Цель: расширение представлений дошкольников о многообразии транспортных средств.
Дидактическая игра «Светофор» (внимание).
Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, его сигналах, представления детей о цветах светофора.
Беседа: «Пляшущие человечки». Цель: продолжать знакомить детей с дорожными знаками («Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», способствовать формированию у детей безопасного типа поведения, осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
Наблюдение за машиной скорой помощи.
Цель: расширять знания дошкольников о роли машин специального назначения и их механизмах; закреплять знание телефона скорой помощи «03»; воспитывать любознательность.
Беседа «Водный и воздушный транспорт».
Цель: познакомить со специальным транспортом, закрепить обобщающее понятие «транспорт», обогатить словарь детей новыми словами, развивать мелкую моторику.
Просмотр мультфильма «Гармония светофора», серия «Смешарики» (Азбука безопасности).
Цель: продолжать знакомить дошкольников с правилами безопасного дорожного движения в качестве пешеходов, формировать представления об опасных для человека ситуациях.
Строительные игры «На станции технического обслуживания автомобилей». Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения.
Экскурсия на автобусную остановку.
Цель: расширить знания детей о пассажирском транспорте: они узнают, что автобусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, у обочины дороги.
Настольно – печатная игра «Правила дорожного движения».
Цель: формировать умение дошкольников различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, предназначенные для водителей и пешеходов.
Рассматривание иллюстраций «Этих людей не нужно бояться» (полицейский, пожарный, врач, инспектор ГИБДД). Цель: развитие познавательного интереса.
Просмотр мультфильма «Не детский знак». Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешеходов, дорожными знаками, формировать представления об опасных для человека ситуациях; способствовать формированию у детей безопасного типа поведения.
Конструирование из кубиков «Грузовик». Цель: закрепить знания детей о транспорте, названии деталей конструктора; обогатить словарный запас детей: кабина, кузов, грузовик, шофер, повторить основные цвета.
Практическое занятие «Переходим улицу на светофор» - разметка на территории детского сада. Цель: закрепить знания дошкольников о правилах дорожного движения; познакомить детей со значением светофора и «зеброй»; учить переходить улицу на светофор.
Отгадывание загадок о транспорте. Цель: развивать логическое мышление.
Экскурсия на стадион «Локомотив». Знакомство с элементами дороги. Цель: закрепить правила поведения на улице, формировать умение переходить улицу по специально выделенному знаку - «зебре».
Строительная игра в песочнице «Улицы города».
Цель: расширять представления детей об улицах, зданиях и их назначении; закреплять и расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, напротив, рядом); развивать мышление, воображение, активность.
Дидактическая игра «Сложи транспорт из частей». Цель: формировать умение дошкольников составлять из частей целое.
Просмотр презентации «Азбука пешехода».
Цель: продолжать знакомство с правилами поведения на улицах города и правилами поведения в транспорте и около него; формировать умение дошкольников различать виды транспорта и его предназначение.
Беседа «Безопасный город».
Цель: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу; закрепить знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения; обобщать представления о правилах поведения пешеходов на улицах города.
Беседа «Дорожные знаки».
Цель: познакомить детей с новыми дорожными знаками и их значениям; обобщить имеющиеся знания о правилах дорожного движения; развивать умение вести себя правильно и по правилам в транспорте.
Рассматривание иллюстраций улицы.
Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.
Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый». Цель: закреплять знания о безопасном поведении на улице, значении сигналов светофора.
Лото «Дорожные знаки». Цель: закрепить знания о дорожных знаках, их названии; развивать внимание и память.
Дидактическая игра «Запомни правила». Цель: закрепить знание правил дорожного движения; формировать умение соотносить действие, событие с его изображением на картинке; учить составлять предложения.
Дидактическая игра: «Силуэт». Цель: закрепить знание составных частей грузового и легкового автомобиля; развивать понимание отношений «целое и его части»; развивать творческое воображение.
Беседа «Правила дорожного движения».
Цель: познакомить дошкольников с некоторыми дорожными знаками, значением сигналов светофора; формировать умение соблюдать правила дорожного движения; развивать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора; воспитывать взаимодействие со сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Дидактическая игра «Правильно веди себя на улице» (мышление, память). Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов, воспитывать уважение и желание их выполнять.
Рассматривание макета дороги. Цель: закрепить знания детей о составных частях улицы (дома, тротуар, дорога, о правилах для пешеходов (ходить по тротуару, дорогу переходить по переходу на зелёный свет светофора, детям можно ходить по улице только в сопровождении взрослых).
Конструктивная деятельность: игра «Построим улицу».
Цель: закрепить знания дошкольников о том, что дорога делится на проезжую часть, тротуар, обочину.
Социально-коммуникативное развитие
Социальная акция «Соблюдай правила дорожного движения». Цель: привлечь внимание общественности к проблеме дорожно-транспортного травматизма.
Игровая ситуация «Когда мы пассажиры».
Цель: закреплять с детьми понятия «пешеход», «пассажир»; продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте.
Игровая ситуация «Поездка на автобусе». Цель: обучить правилам поведения в общественном транспорте.
Игровая ситуация «Автосалон». Цель: формировать умение дошкольников оставлять описание машин, пользуясь планом, предложенным воспитателем, воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь.
Игра на ковре - дороге с машинками по правилам дорожного движения «Закрепление правил дорожного движения, практическая часть». Цель: формирования умения развивать сюжет игры, расширение представлений дошкольников о транспорте.
Игровая ситуация «Мы едим в гости». Цель: продолжать воспитывать желание играть вместе, распределять роли, используя считалку; выполнять действия и диалоги, соответствующие роли; закреплять представление о вежливом обращении друг к другу по имени; формировать навык безопасного движения по тротуару.
Проблемная ситуация «Транспорт». Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться. Цель: развитие мышления у дошкольников.
Игровая ситуация «Школа начинающего водителя». Цель: продолжать знакомить детей с определениями: ГИБДД, автомобиль, пешеход, водитель, дорога, улица; развивать кругозор детей, память, речь.
Игра – драматизация «Путешествие».
Цель: закреплять у дошкольников знания правил дорожного движения и поведения на улице; формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках.
• Проблемная ситуация с детьми «Как правильно переходить улицу».
Цель: познакомить дошкольников с дорожным знаком «Пешеходный переход»; закрепить знания детей о светофоре и его сигналах; развивать умение находить правильное решение в проблемной ситуации; развивать мышление дошкольников; воспитывать понимание необходимости соблюдения правил безопасности на дорогах; формировать умение дошкольников выбирать безопасные места для подвижных игр.
Игра-путешествие «В Стране дорожных знаков».
Цель: закрепить умение применять полученные знания в нестандартной обстановке; уточнить знания о дорожных знаках, правилах поведения на дороге.
Игровая ситуация «На дорогах города». Цель: закрепить знания дошкольников о правилах дорожного движения; познакомить с новой ролью – регулировщик; воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге; воспитывать умение прислушиваться друг к другу в игре, приходить на помощь.
• Проблемная ситуация с детьми «Как правильно переходить улицу».
Цель: познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; закрепить знания детей о светофоре и его сигналах; развивать умение находить правильное решение в проблемной ситуации; развивать мышление детей; воспитывать понимание необходимости соблюдения правил безопасности на дорогах; формировать умение дошкольников выбирать безопасные места для подвижных игр.
• Проблемная ситуация на городском транспорте. Бабушка села в автобус, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? Цель: развитие мышления у дошкольников.
Игровая ситуация «Шофёры».
• Цель: формировать у детей умение использовать знания по правилам дорожного движения, формировать умение распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом.
Физическое развитие
Подвижная игра «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях).
Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя; формировать умение дошкольников правильно находить нужный гараж.
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».
Цель: формировать умение дошкольников управлять своим поведением, вовремя выполнять игровые действия.
Игровое упражнение «Чья машина быстрее приедет?». Цель: бег в прямом и обратном направлении.
Катание на велосипедах и самокатах. Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях.
Игры с цветными рулями.
Цель: развивать бег, формировать умение останавливаться по сигналу.
Подвижная игра «Такси». Цель: бег парами в обруче.
Подвижная игра «Красный, жёлтый, зелёный». Цель: развивать бег, формировать умение останавливаться на цветовой сигнал.
Подвижная игра «Самолеты». Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве, упражнять в беге.
Подвижная игра «Мы – шоферы». Цель: закреплять знания о труде шофера; формировать умение дошкольников ориентироваться на местности.
Подвижная игра «Светофор». Цель: закрепить знания о работе светофора и умения переходить дорогу по сигналу светофора.
Пальчиковая игра с движением «Машина». Мы в машину сядем, - (садятся на пол и кладут руки на колени);
Заведём мотор – (вращают кулачками на уровне груди);
Повезёт машина нас – («держат и крутят» руль);
За большой забор! – (поднимают руки вверх). Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Художественно-эстетическое развитие
Раскрашивание изображений различных транспортных средств.
Цель: расширение представлений дошкольников о многообразии транспортных средств.
Лепка «Веселый светофор». Цель: развивать мелкую моторику руки.
Музыкальная игра «Передай жезл». Цель: формировать умение выполнять задание по сигналу.
Театрализованная игра «Далекое путешествие». Цель: вовлечь детей в игровой сюжет, учить разыгрывать сценки - импровизации, придумывать свои варианты ответов, действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами; развивать вербальное и невербальное воображение, речь.
Изготовление книжек – малышек «Виды транспорта». Цель: уточнить знания детей о транспорте; закрепить умение детей классифицировать виды транспорта по признакам: «По назначению» (грузовой, пассажирский); «По среде передвижения» (водный, воздушный, наземный, подземный); «По скорости передвижения» (от медленного до быстрого).
Аппликация «Светофор». Цель: вырезать круглые формы из формы квадрат путем скругления углов; правильно держать ножницы и работать ими; соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов; выкладывать изображения в определенной последовательности.
Раскраски «Автомобили», «Улицы моего города». Цель: продолжить формировать умение детей раскрашивать рисунок, не выходя за контур.
3 этап: Заключительный.
Квест-игра «Правила дорожные знать каждому положено».
Презентация проекта.
Вывод:
Дошкольники познакомились со значениями слов: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор.
Дошкольники закрепили представление о различных видах транспорта, познакомились с дорожными знаками, с правилами дорожного движения.
Активизировались знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
Сформировалась готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
У большинства детей сформировалось правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья.
Список использованной литературы.
Т. А. Шорыгина, «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет».
А. Усачев «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».
Мультипликационный фильм «Азбука безопасности» серии «Смешарики».
Обучающая мультипликационная программа «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге».
Т. Александрова, рассказ «Цветик-трехцветик».
Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. — М. : Просвещение, 2007.
Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. — М. : Детская литература, 2002.