Александра Петченко
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него -- живое существо.
Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.
Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла -- человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь -- игру в слове.
Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. В этих целях можно использовать игры типа «Устроим кукле комнату», «Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «Девочка чумазая», «Постираем платье».
Игры с куклой готовят детей к будущим сюжетно-ролевым играм, развивают воображение, активизируют речь детей, содержат нравственные нормы (кукла плачет – надо успокоить).
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).
Это игры – потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками. Данные игры сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи.
Игры – потешки и хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого.
«Дружно ручки поднимаем»
Дружно ручки поднимаем,
Ручки вниз мы опускаем,
Кулачки мы крепко сжали,
Кулачками постучали,
Ножками потопали – топ – топ,
Ручками похлопали – хлоп –хлоп.
В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонация речи, отрабатывается четкость произношения.
Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи.
«Угадай кто кричит»
Воспитатель знакомит детей с игрушками, которые лежат за ширмой. Он по очереди показывает игрушку – животное и произносит соответствующие звукоподражания. Затем воспитатель возвращает их за ширму. Он произносит звукоподражательные звуки животного, а дети угадывают кто это «кричит».
Впоследствии можно играть, используя музыкальные инструменты, и по их звучанию отгадывать.
К играм с картинками относятся тематические наборы картинок, сюжетные картинки с изображением действий, а также лото, домино, простые сюжетные игры с использованием картинок-заменителей предметов (игры в «больницу», «магазин» и др.). Такие игры способствуют расширению активной речи и речевое общение со сверстниками.
«Овощи»
Закрепление знаний детей об овощах, узнавать на картинках и называть их, ввести обобщающее слово «овощи», расширять знания малышей о пользе овощей.
Ход игры: воспитатель называет картинку и просит детей ответить на вопрос : «Какие овощи нарисованы на картинке». (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает.). «Овощи нужны для еды, их варят, жарят, из них готовят салаты, некоторые овощи едят сырыми. Все овощи полезны и для взрослых, и для детей. В них содержится много витаминов». В конце игры можно загадать загадки об овощах.
Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.
«Повар»
Ребенок имитирует круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
«Сидит белка на тележке»
Дети по очереди левой рукой загибают пальцы правой руки, начиная с большого.
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Воспитателям необходимо принимать участие в повседневных играх ребенка, комментируя их. Если, к примеру, ребенок играет со своими игрушками в магазин или устраивает чаепитие, необходимо постоянно комментировать его и свои действия, спрашивать у малыша что делает та или иная игрушка.
Важно не задавать ребенку во время игр слишком много вопросов, иначе он будет чувствовать постоянное давление со стороны взрослого и быстро потеряет интерес к играм со старшими.
Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.
В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.