Татьяна Алехина
Повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Познакомить с понятиями "агрессия", "гиперактивность" и "тревожность".
1. Настроить педагогов на работу. Педагоги сидят кругом.
Познакомить педагогов с целью и задачами семинара-практикума.
Упражнение «Ассоциации». Участник называет слово, сосед слева быстро называет – ассоциацию. Например: автобус-час-пик-толкучка-джинсы-тысяча рублей-Буратино-деревянный.
2. Участники делятся на две команды: родители – педагоги.
Задание: составить портрет «трудного ребенка» за 5 мин.
Ответы команд.
Публикация «Повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Так какой же он трудный ребенок?
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)
3. Упражнение «Массажная цепь».
Встаньте друг за другом по кругу. Положите руки на плечи, впереди стоящего человека. А теперь делаем массаж: шею, плечи, спина.
Повернулись на 180 градусов и сделали массаж другому человеку.
Трудные дети:
Тревожные, гиперактивные, агрессивные.
Тревожные дети :
• Чрезмерное беспокойство
• Низкая самооценка
• Чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры
Как помочь:
- Повышение самооценки
- Снятие мышечного напряжения
- Обучение умению управлять собой
• Нападает на остальных детей
• Обзывает и бьет детей
• Отбирает и ломает игрушки
• Становится «грозой» всего детского коллектива
Как помочь:
- Обучить самоконтролю
- Формировать способность к сочувствию
- Прививать конструктивные навыки общения
- Обучать адекватным поведенческим реакциям
• Находятся в постоянном движении
• С трудом сосредотачивают внимание
• Часто нарушают правила
Как помочь:
- Не приказывайте
- Вместо отказа предлагайте выбор
- Беседуйте с ребенком
4. Упражнение «Мои сильные качества».
Команде родителей и команде педагогов за 5 мин. Назвать - какими качествами должен обладать педагог, что бы взаимодействовать с «трудными детьми».
Качества, которыми должен обладать педагог для решения проблем «трудного ребенка»
• Любовь. Без любви нет воспитания.
• Уважение. Уважение к личности ребенка.
• Толерантность. К каждому ребенку.
• Оптимизм. Вера в личные качества воспитанника.
• Эмпатия. Осознанное сопереживание.
• Коммуникативность и педагогический такт.
5. Упражнение «Мишень».
Просьба участников, оставить отметку на мишени в виде точки. Как результат нашей работы, в любом из четырех секторов.
Упражнения для коррекции страхов и тревожности
Упражнение «Веселый страх»
Цель: коррекция тревожности, страхов.
Педагог рассказывает сказку : «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело…». Дети предлагают свои варианты.
Упражнение «Пещера страхов»
Цель: дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация.
Средства: изобразительные, экспрессивные, вербально-коммуникативные.
Форма: индивидуальная.
Возраст: старший дошкольный, младший школьный.
Материал:
Эскиз «пещера страхов».
Цветные карандаши (краски, фломастеры).
Ход занятия:
Часть 1. Рисунок
Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное (объективированное) изображение страхов. Инструкция задается психологом в свободной форме.
Часть 2. Беседа
Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.
Стимулирующие вопросы:
Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты их / его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?
Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?
Почему выбрал эти цвета, линии?
Часть 3. Экспрессивная пауза
Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.
Игра «Зверушки в норке»
Цель: коррекция страхов, тревожности.
Возраст: для детей 5 лет.
Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: «Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки – кто ему больше нравится, мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен». Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал.
Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку, а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.
Игра «Смелый разведчик»
Цель: коррекция страхов, тревожности.
Возраст: для детей 5-8 лет.
Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.
Упражнение «Избавление от тревог»
Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.
Необходимое время: 5-10 мин.
Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысяч солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!