Светлана Ушанова
ИКТ: нужны ли они в ДОУ при работе с детьми?
▼ Скачать + Заказать документы
ИКТ – нужны ли они в ДОУ при работе с детьми?
Что же такое ИКТ?
ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Публикация «ИКТ: нужны ли они в ДОУ при работе с детьми?» размещена в разделах
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Комфортное, многообразное, индивидуальное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации, обеспечивает компьютер.
В области образования многие эксперты убеждены, что ИКТ развивают навыки и способности детей в раннем возрасте. Многие из вовлеченных в распространение ИКТ специалисты, провели исследования, подтвердившие, что новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей.
Что же понимается под понятием ИКТ в ДОУ?
Это - использование интернета, телевизора, видео, компьютера. Таких подобных устройств, как DVD, цифровых видео- и фотокамер, интерактивных досок, программируемых игрушек и другого, но непосредственно в дошкольном учреждении. Всего того, что может предоставлять большие возможности для познавательного развития.
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление.
При организации деятельности детей этого возраста, главным является принцип наглядности.
Известно, что воспитательно-образовательный процесс, включает в себя следующие виды деятельности:
-организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
-создание развивающей среды (пособий, игр, дидактических материалов,
-организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
-реализацию проектов.
Используя разнообразный иллюстративный материал, педагоги ДОУ могут быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. А использование ресурсов интернета позволяет сделать образовательный процесс зрелищным, информационно богатым и комфортным для восприятия ребёнком.
Для детей младшего возраста выделяют такой вид занятий с использованием ИКТ.
- Занятие с мультимедийной поддержкой.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук,
мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций способствует хорошей результативности занятия. Оно позволяет сделать занятие интересными, эмоционально окрашенными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
С помощью мультимедийных презентаций можно разучивать с детьми комплексы зрительных гимнастик, физминуток, дыхательных упражнений. Упражнения выполняются, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Физкультминутки можно использовать, почти в течение всего рабочего дня.
Для создания таких презентаций в основном используется анимация, весёлая музыка, поэтому детей это очень привлекает.
Движения, которые выполняют мультипликационные герои, просты и доступны каждому ребёнку.
Возможности компьютера здесь безграничны. Они позволяют сделать занятие более содержательным, интересным, современным. Погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию.
Однако, при использовании компьютера, нужно знать и выполнять некоторые правила:
- компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
- для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда.
В начале занятия, использовать, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога.
- для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов.
С помощью мультимедийных презентаций развивающий и обучающий материал, можно представлять в виде ярких образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в память детей.
Облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - основа любой современной презентации. Формы и место использования презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление поли сенсорного восприятия материала;
Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора - и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
Но всё же, следует помнить, что на презентации (игровых программах) занятие целиком, построено быть не может, должны преобладать другие методические приёмы.
Информационные технологии имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность передать информацию быстрее.
2. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Очень трудно объяснить и показать детям, такие моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют это сделать.
5. Нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.). Но всё это можно смоделировать на компьютере.
Возможность использования средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности раннего образования.
ИКТ – хороший помощник педагогам в организации воспитательно - образовательной и коррекционной работе.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Вызывая огромный интерес у детей, информационные технологии помогают им всесторонне развиваться. Дети получают и художественно-эстетическое развитие, благодаря наглядным презентациям, дети могут ознакомиться в более доступной форме с произведениями искусства.
Конечно же, ИКТ несут огромную пользу и в социально личностном становлении ребенка, помогая развить у дошкольников самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость, собранность, а компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения, формируют основы безопасности и собственной жизнедеятельности.
Совершенно ясно, что в будущем нам уже не обойтись без компьютерных технологий, поэтому крайне необходимо соблюдать гигиенические требования:
- необходимо правильно организовать рабочие места : мебель должна соответствовать росту ребенка, рабочее место должно быть хорошо освещено.
- экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз.
Важно, если у ребенка плохое зрение, чтобы он обязательно занимался в очках.
За одним компьютером может заниматься только один ребенок, а работа с интерактивной доской рассчитана на группу.
- вся работа должна контролироваться педагогом.
Не рекомендуется использование мультимедийных технологий на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке.
А, также, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
ИКТ позволяют сделать процесс обучения и развития ребёнка эффективным, открывают новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Главное помнить, что никакими современными технологиями не заменить живого общения педагога с ребёнком, какими бы совершенными они не были. И не должны!