Татьяна Шелофаст
Мастер-класс для педагогов «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения:
• Выступление воспитателей «Формы и методы работы, используемые при обучении воспитанников ПДД»
• Деловая игра для педагогов.
• Раздача памяток для воспитателей и родителей.
Цель
Обмен опытом работы педагогами. Через практическое занятие показать, каким образом формируются базовые знания в области дорожного движения. Познакомить с современными игровыми формами в работе с детьми по изучению ПДД.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения.
2. Развивать практические умения педагогов.
3. Создавать условия для взаимодействия с социумом по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников ОУ.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация, ноутбук, аудиозаписи, листы бумаги по количеству участников, жезл.
1.
Выступление воспитателей «Формы работы с детьми по обучению ПДД в разных возрастных группах».
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения. Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования: детским садам, школам, колледжам и высшим учебным заведениям. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. К этому приводит незнание элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно. Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы. Для этого в планы учебно-воспитательной работы по ПДД следует включать разнообразные формы профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма: беседы с сотрудниками ГИБДД, просмотр кинофильмов по ПДД, проведение конкурсов, викторин, выпуск стенгазет, информационных листовок, организовывать праздники, создавать отряды юных инспекторов движения (ЮИД, выступления агитбригад и др.
Все эти мероприятия преследуют определенные цели и задачи.
Цели:
- воспитание у детей безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма;
- повышение эффективности работы образовательного учреждения по обучению Правилам дорожного движения.
Задачи:
- знать и закреплять на практике ПДД;
- широко пропагандировать ПДД для всех категорий участников движения;
- совершенствовать формы и методы работы с детьми по безопасности дорожного движения.
Работа с детьми по правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.
Т. е., при обучении правилам дорожного движения в разных возрастных группах используются самые разнообразные формы, методы и приемы. Так, в дошкольных группах обучение ПДД проводится не только на специально организованных занятиях, но и на занятиях по разным видам деятельности:
• изодеятельность - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
• художественная литература - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок;
• физическое воспитание - использование подвижных игр, физкультминуток;
• ознакомление с окружающим - ориентировка на местности, история транспорта.
2. Деловая игра для педагогов.
Игра проводится в виде соревнования двух команд. Команды выберут себе название и эмблему в виде нового дорожного знака.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Наш семинар-практикум сегодня посвящен современным игровым формам в работе с детьми по изучению ПДД.
Мы живём сегодня с вами в век скоростей. Все вокруг спешат, торопятся…. Одна секунда… Много ли это или мало? Для пешехода 1 секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – это вещь серьёзная.
Это страшно, когда дети гибнут от рук террористов, но не менее страшно, если ребенок гибнет на дороге в результате безответственности взрослых.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
Упражнение «Тонкая бумага»
Ведущий раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги внимательно слушают то, что говорит ведущий, и выполняют указания.
Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.
Ведущий задает вопросы:
У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Как вы думаете, каков смысл задания?
Ведущий подводит к выводу:
Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если мы сами не соблюдаем эти правила, можете быть уверены, что и наши дети их нарушат.
Несмотря на то, что проще рассказать правила дорожного движения (так и делает большинство, правильнее это делать в форме игры в силу возрастных особенностей дошкольников. А закреплять их на улице, во время прогулок, поездок.
Сегодня мы с вами познакомимся с рядом игр, в которые можно играть с детьми. И первая игра называется «Передай жезл».
Игра «Передай жезл»
Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).
А сейчас, я хочу предложить Вам разобрать вопросы, возникшие из практических ситуаций, которые происходят на улицах и дорогах.
Игра "Словарь определений"
Командам даются слова, а им надо подобрать к этим словам свои определения.
Автомобиль - транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозки грузов по безрельсовым путям.
Велосипед - двух- или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями.
Дорога - путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения.
Движение - езда, ходьба в разных направлениях.
Транспорт - движущиеся перевозочные средства специального назначения.
Пешеход - человек идущий пешком.
Автостоп - вид спорта, путешествие на попутных машинах.
Автобус - многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
Гонка - быстрое движение, езда.
Инспектор - должностное лицо, занятое инспектированием.
Инспектировать - проверять правильность, чьих-то действий
Жезл - короткая палка, которой регулировщик движения дает указания транспорту, пешеходам. (толковый словарь русского языка)
Физминутка "Собери знак"
Командам предлагается на скорость собрать дорожный знак из частей.
Практические ситуации
1. Мы с дедушкой подошли к проезжей части дороги.
- Дедушка, идём быстрее, машины ещё далеко, и мы успеем перейти дорогу.
- Не торопись, внучек, надо кое-что учесть, - ответил дед.
- Да что там учитывать! – настаивал я.
- А ты подумай, что надо учитывать в таких случаях!
Вопрос: что необходимо учитывать при переходе проезжей части дороги?
Ответ: пешеходный переход; сигнал светофора; с какой скоростью движутся машины; нет ли машин специального назначения (скорых и т. д.)
2. Целый день шёл проливной дождь. Мне не хотелось выходить, но к концу дня я всё же решил пойти в библиотеку. Подойдя к дороге, я посмотрел по сторонам. Машин, как мне показалось, не было поблизости. Прикрывшись зонтиком, я зашагал по проезжей части – и вдруг пронзительный визг тормозов! Автомобиль занесло так, что он стал двигаться в обратном направлении. Испугавшись, я мгновенно оказался на тротуаре. Здесь ко мне обратился мужчина: «Ты понял, почему это произошло?»
Вопрос: почему это произошло, какую ошибку допустил пешеход?
Ответ: Лучше пользоваться пешеходным переходом или идти под знаком «Пешеходный переход». Переходя дорогу, нельзя закрывать обзор зонтом, капюшоном и т. п.
Ведущий: Играя, дети сдают экзамены как взрослые и сейчас я предлагаю Вам пройти экзамены на знание правил дорожного движения.
КВН «Знаю ПДД сам - расскажу другому»
Звучит фонограмма «Мы начинаем КВН».
Мы начинаем КВН, где не будет победителей и побежденных. Мы просто проверим свои знания и поделимся опытом в подготовке детей к пожизненной «профессии» участника движения.
Перекресток загадок
Вопросы для 1 команды
1. Для этого коня – бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется, по дорогам он несется. (Автомобиль)
2. Зачерпнуло ветра
Белое крыло,
Нас с тобой кататься
В море унесло. (Парусник)
3. Сердце машины - (мотор)
4. Главная автомагистраль - (шоссе)
5. Знак, обозначающий "Проезд запрещен" (кирпич)
6. Край дороги - (обочина)
7. Изменение направления движения - (поворот)
8. Наказание за нарушение ПДД - (Штраф)
9. Заторы транспорта на дороге - (пробка)
10. Животное, обозначающее переход дороги - (зебра)
11. Пересечение двух дорог - (перекресток)
12. Транспорт, выравнивающий дорогу - (каток)
13. Мужчина, держащий в руках полосатую палку - (инспектор)
14. Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью (велосипед)
Вопросы для 2 команды
1. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть ответ, это мой… (Велосипед)
2. Человек, управляющий транспортом - (водитель)
3. Человек, идущий вдоль дороги - (пешеход)
4. Где люди ждут транспорт? (остановка)
5. Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут,
Вдоль по улицам бегут. (Метро)
6. Транспортное происшествие - (авария)
7. Какой переход самый безопасный? (подземный)
8. Конец дороги - (тупик)
9. Что означает знак в треугольнике с красным крестом? (врач)
10. Машина с зеленым глазом - (такси)
11. Человек несоблюдающий правила (нарушитель)
12. Устройство, останавливающее движение людей и машин - (светофор)
13. Транспорт с коляской - (мотоцикл)
14. Усатый транспорт - (троллейбус)
Знаки велосипеда
1. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? С 14 лет.
2. Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой? Тормоза.
«Самый сообразительный»
1. Какой из перечисленных дорожных знаков лишний?
• Прочие опасности;
• Крутой поворот;
• Дорожные работы;
• Обгон запрещен.
2. Какой из перечисленных терминов лишний?
• Матешая высматика (высшая математика);
• Регулиналы сигровщика;
• Знарожный док;
• Чаезжая прость.
Музыкальная пауза
Командам педагогов предлагается исполнить песню-переделку на знакомую мелодию.
На мелодию песни "Улыбка" (для 1 команды)
Никогда, нигде не забывай
Пешеходам быть внимательным, хорошим,
На проезжей части не играй
И на тротуаре не толкай прохожих
И тогда наверняка не получишь синяка,
И считать тебе не надо будет шишек.
Даже строгий постовой -
Старый или молодой -
Станет другом для девчонок и мальчишек.
На мелодию песни "Облака - белогривые лошадки" (для 2 команды)
Мимо белых полосок "переход",
Мимо красных сигналов светофора
Пешеход невнимательный идет,
Попадает в беду он очень скоро.
Пешеход - для водителей загадка.
Пешеход, что ж ты мчишься без оглядки?
Жизнью не рискуй, пожалуйста, пешеход,
Если рядышком находится переход.
Автомульти
1. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? Велосипед.
2. Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-чанга»? Кораблик.
Ведущий: Ну, вот и окончилась, наша игра. Все Вы успешно сдали экзамены на знание правил дорожного движения.
Ведущий. Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами
Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.