Светлана Кремницкая
Игровая терапия, как основная деятельность в работе с тревожными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной психологии уже давно доказана необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка, а так же коррекция и профилактика возникших нарушений.
Данная проблема затрагивает не только узких круг специалистов, но и педагогов, работающих с детьми, в том числе и воспитателей.
Детский сад стал одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка, ведь многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. И от того какие качества будут заложены, зависит дальнейшее развитие ребенка.
Публикация «Игровая терапия, как основная деятельность в работе с тревожными детьми» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей.
Но, кто они и что из себя представляют? Как выявить тревожного ребенка и з общей массы?
Тревожные дети- это дети отличающиеся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью.
Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречивые стремления и желания.
Подобные тревожные состоянию могут быть вызваны:
-противоречивыми требованиями, исходящими из разных источников.
-неадекватными требованиями, не соответствующими возможностям и стремлениям ребенка.
-негативными требованиями, которые могут поставить ребенка в униженное, зависимое состояние.
Все эти причины могут «выбить почву из под ног», заставить чувствовать «потерю опоры», неуверенность в окружающем мире.
Специфика развития тревожности у детей хорошо отражена в работе Л. В. Макшанцевой «ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
В ней прослеживаются следующие положения:
1. Ведущими факторами роста тревожности у дошкольников являются как нарушения семейных и детско-родительских отношений, так и неблагоприятный итог социальных контактов и влияний окружающей среды, индивидуальные особенности развития ребенка.
2. Смена социальных отношений при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение может вызвать у него высокую тревожность. У дошкольников 2,5 - 4 лет в период адаптации их к условиям детского сада возможно значительное повышение тревожности.
3. Устойчиво проявляющаяся в дошкольном возрасте высокая тревожность может приводить к негативным последствиям, например, к снижению результативности деятельности ребенка.
4. Принципиально важным для получения достоверных результатов в диагностике состояния тревожности дошкольников является комплексный подход, предполагающий применение психодиагностических методов исследования (в частности, проективных, а также анкет и опросников, по которым оценивается состояние ребенка родителями и воспитателями, учитывающий возрастные закономерности и особенности проявлений детской тревожности.
5. Для успешной психопрофилактики высокой тревожности у дошкольников необходимо своевременное принятие мер (консультирование родителей и воспитателей, индивидуальные и групповые занятия с детьми и др.) в ситуациях, которые могут стать или уже стали для ребенка стрессогенными.
Все это может привести к дезадаптации ребенка в детском саду, неуспеваемости, рассеянности, невротизации и ряду других последствий, ведущих за собой серьезные проблемы при социализации ребенка, становлении его как личности, к трудностям в общении с окружающими, к агрессии и замкнутости.
Наиболее эффективным методом коррекции уровня тревожности у детей, является игровая терапия.
Такие ученые как Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, А. С. Спиваковская подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Таковой, в данный возрастной период, является игровая деятельность.
В исследованиях многих ученых, в том числе А. М. Вейн, А. И. Захарова, раскрывается функциональная специализация больших полушарий головного мозга и отмечается возможность восстановления активности правого полушария, способствующего общему оживлению эмоциональной активности, путем игротерапии.
По определению Д. Б. Эльконина внутри игровой деятельности происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника, она определяет его отношение к окружающим людям, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
Существует несколько видов игротерапии :
-недирективна
-директивная
-смешанная
Мне бы хотелось уделить особое внимание недириктивной игровой терапии, поскольку, на мой взгляд, данный вид является наиболее актуальным в работе воспитателя.
Недирективная игровая терапия-это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.
Цель недирективной игровой терапии, помочь ребенку:
-стать более ответственным в своих действиях и поступках
-развить более позитивную Я-концепцию
-стать более самоуправляемым
-выработать большую способность к самовосприятию
-овладеть чувством контроля
-развить сенситивность к процессу преодоления трудностей
-развить внутренний источник оценки
-обрести веру в себя
Обязательным условием является понимание и поддержка со стороны взрослого, возможность приобретения позитивного опыта, отсутствие навязчивых условий реализации игровой деятельности.
Существует три основные категории игрушек и материалов, необходимых для игротерапии :
-Игрушки из реальной жизни (куклы, машины, дома и проч.)
-Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (солдатики, военные автомобили, игрушечные ружья и пистолеты и проч.)
-Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, кубики, краски, карандаши и проч.)
Не стоит, также забывать о четкой, постоянной системе ограничений, позволяющей ребенку овладеть собственным источником внутреннего контроля, тем самым снижая уровень тревожности.
Продолжительность недирективной игровой терапии зависит от индивидуальности каждого ребенка. Она состоит из сессий, которые включают в себя от 2-х до 5-ти занятий. Каждое занятие длится от 30 до 40 мин., и этого времени необходимо строго придерживаться.
В период сессий ребенок проходит путь от бессистемной игры, до преобладания игр, направленных на построение отношений с педагогом.
Завершение игровой терапии с ребенком необходимо проводить постепенно, вновь обращая внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка.
В завершении хотелось бы отметить, что игра для ребенка является способом самовыражения, порой в игре можно уловить, те внутренние переживания и эмоции, которые не видные на первый взгляд. В игре ребенок раскрывается, перенося свои мысли и тревоги на предметы, переживая те или иные ситуации уже в игровой форме. Вникнув в суть игры и проведя аналогию с реальностью воспитатель может понять мотивацию поведения ребенка и вовремя распознать возникший внутренний конфликт.
Не стоит пренебрегать значимостью игры и тогда она может стать общением, а игрушки в руках ребенка, могут стать не произнесенными вслух словами.