Папки-передвижки

Игровая терапия, как основная деятельность в работе с тревожными детьми

Светлана Кремницкая
Игровая терапия, как основная деятельность в работе с тревожными детьми
▼ Скачать + Заказать документы

В отечественной психологии уже давно доказана необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка, а так же коррекция и профилактика возникших нарушений.

Данная проблема затрагивает не только узких круг специалистов, но и педагогов, работающих с детьми, в том числе и воспитателей.

Детский сад стал одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка, ведь многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. И от того какие качества будут заложены, зависит дальнейшее развитие ребенка.

Публикация «Игровая терапия, как основная деятельность в работе с тревожными детьми» размещена в разделах

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей.

Но, кто они и что из себя представляют? Как выявить тревожного ребенка и з общей массы?

Тревожные дети- это дети отличающиеся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью.

Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречивые стремления и желания.

Подобные тревожные состоянию могут быть вызваны:

-противоречивыми требованиями, исходящими из разных источников.

-неадекватными требованиями, не соответствующими возможностям и стремлениям ребенка.

-негативными требованиями, которые могут поставить ребенка в униженное, зависимое состояние.

Все эти причины могут «выбить почву из под ног», заставить чувствовать «потерю опоры», неуверенность в окружающем мире.

Специфика развития тревожности у детей хорошо отражена в работе Л. В. Макшанцевой «ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

В ней прослеживаются следующие положения:

1. Ведущими факторами роста тревожности у дошкольников являются как нарушения семейных и детско-родительских отношений, так и неблагоприятный итог социальных контактов и влияний окружающей среды, индивидуальные особенности развития ребенка.

2. Смена социальных отношений при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение может вызвать у него высокую тревожность. У дошкольников 2,5 - 4 лет в период адаптации их к условиям детского сада возможно значительное повышение тревожности.

3. Устойчиво проявляющаяся в дошкольном возрасте высокая тревожность может приводить к негативным последствиям, например, к снижению результативности деятельности ребенка.

4. Принципиально важным для получения достоверных результатов в диагностике состояния тревожности дошкольников является комплексный подход, предполагающий применение психодиагностических методов исследования (в частности, проективных, а также анкет и опросников, по которым оценивается состояние ребенка родителями и воспитателями, учитывающий возрастные закономерности и особенности проявлений детской тревожности.

5. Для успешной психопрофилактики высокой тревожности у дошкольников необходимо своевременное принятие мер (консультирование родителей и воспитателей, индивидуальные и групповые занятия с детьми и др.) в ситуациях, которые могут стать или уже стали для ребенка стрессогенными.

Все это может привести к дезадаптации ребенка в детском саду, неуспеваемости, рассеянности, невротизации и ряду других последствий, ведущих за собой серьезные проблемы при социализации ребенка, становлении его как личности, к трудностям в общении с окружающими, к агрессии и замкнутости.

Наиболее эффективным методом коррекции уровня тревожности у детей, является игровая терапия.

Такие ученые как Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, А. С. Спиваковская подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Таковой, в данный возрастной период, является игровая деятельность.

В исследованиях многих ученых, в том числе А. М. Вейн, А. И. Захарова, раскрывается функциональная специализация больших полушарий головного мозга и отмечается возможность восстановления активности правого полушария, способствующего общему оживлению эмоциональной активности, путем игротерапии.

По определению Д. Б. Эльконина внутри игровой деятельности происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника, она определяет его отношение к окружающим людям, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Существует несколько видов игротерапии :

-недирективна

-директивная

-смешанная

Мне бы хотелось уделить особое внимание недириктивной игровой терапии, поскольку, на мой взгляд, данный вид является наиболее актуальным в работе воспитателя.

Недирективная игровая терапия-это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.

Цель недирективной игровой терапии, помочь ребенку:

-стать более ответственным в своих действиях и поступках

-развить более позитивную Я-концепцию

-стать более самоуправляемым

-выработать большую способность к самовосприятию

-овладеть чувством контроля

-развить сенситивность к процессу преодоления трудностей

-развить внутренний источник оценки

-обрести веру в себя

Обязательным условием является понимание и поддержка со стороны взрослого, возможность приобретения позитивного опыта, отсутствие навязчивых условий реализации игровой деятельности.

Существует три основные категории игрушек и материалов, необходимых для игротерапии :

-Игрушки из реальной жизни (куклы, машины, дома и проч.)

-Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (солдатики, военные автомобили, игрушечные ружья и пистолеты и проч.)

-Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, кубики, краски, карандаши и проч.)

Не стоит, также забывать о четкой, постоянной системе ограничений, позволяющей ребенку овладеть собственным источником внутреннего контроля, тем самым снижая уровень тревожности.

Продолжительность недирективной игровой терапии зависит от индивидуальности каждого ребенка. Она состоит из сессий, которые включают в себя от 2-х до 5-ти занятий. Каждое занятие длится от 30 до 40 мин., и этого времени необходимо строго придерживаться.

В период сессий ребенок проходит путь от бессистемной игры, до преобладания игр, направленных на построение отношений с педагогом.

Завершение игровой терапии с ребенком необходимо проводить постепенно, вновь обращая внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка.

В завершении хотелось бы отметить, что игра для ребенка является способом самовыражения, порой в игре можно уловить, те внутренние переживания и эмоции, которые не видные на первый взгляд. В игре ребенок раскрывается, перенося свои мысли и тревоги на предметы, переживая те или иные ситуации уже в игровой форме. Вникнув в суть игры и проведя аналогию с реальностью воспитатель может понять мотивацию поведения ребенка и вовремя распознать возникший внутренний конфликт.

Не стоит пренебрегать значимостью игры и тогда она может стать общением, а игрушки в руках ребенка, могут стать не произнесенными вслух словами.

Публикации по теме:

Игровая терапия Игровая терапия - метод воздействия на детей, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др.   Посредством игры.

Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей дошкольного возрастаИгровая терапия как средство диагностики и коррекции детей дошкольного возраста Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии - одна.

Игры с тревожными детьми. Психогимнастика и релаксация. Снятие эмоционального напряжения ИГРА «ЩЕПКИ НА РЕКЕ» (К. Фопель, часть 3, 1998) Цель. Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе. Содержание.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Мастер-класс на тему: «Су — Джок терапия в работе с детьми» Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас в этом уютном зале. Тема моего мастер-класса «Су-Джок терапия в работе с детьми».

Основная образовательная деятельность (занятие) по развитию речи с детьми старшего возраста с тяжёлым нарушением речи Основная образовательная деятельность (занятие) по развитию речи с детьми старшего возраста с тяжёлым нарушением речи. Тема: «Моя малая.

Почему нужна игровая терапия Почему детям нужна игровая терапия Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, счастливым. Поэтому, зачастую, родители очень.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста. Человек – это совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.

Программа коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьмиПрограмма коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьми Представляю вашему вниманию свою разработку по борьбе с детской тревожностью и застенчивостью. Не претендую на открытие новых методов.

Песочная терапия в работе с детьми с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 п. Октябрьский МО Ейский район 1 слайд:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая терапия, как основная деятельность в работе с тревожными детьми
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 21:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая терапия, как основная деятельность в работе с тревожными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кремницкая (УИ 439435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД