Екатерина Авдонина
Программа коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию свою разработку по борьбе с детской тревожностью и застенчивостью. Не претендую на открытие новых методов - в основном все методики, использованные мной, давно и хорошо всем известны. Я только совместила их так, как мне на практике показалось наиболее удобно и действенно. Буду рада вашим комментариям.
Программа коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьми.
Темочки:
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Цель программы: снизить общий уровень тревоги у детей.
Задачи программы:
1. снизить уровень тревоги;
2. повысить самооценку ребенка;
3. помочь понять свою индивидуальность;
4. расширить знания детей о эмоциях.
Методы работы: пескотерапия, сказкотерапия, релаксационные методики, психогимнастика.
Материалы: пальчиковые краски, бумага формата А1 и А3, фланелеграф, набор «эмоции», песочница с кварцевым песком, набор музыкальных композиций, «волшебная свеча», клубок, световые приборы, фольга, вата, набор мини-фигурок.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Под тревожностью, как психологической особенностью человека, психологи подразумевают склонность к частому переживанию беспричинного страха, эмоциональных состояний, характерных для ситуаций неопределенной опасности, неблагополучного развития каких-либо событий. В силу того, что тревожный ребенок испытывает постоянное чувство страха перед неизвестностью, часто находится в состоянии ожидания неудач, он очень редко проявляет инициативу. Как правило, тревожные дети не уверены в себе. Самооценка таких детей характеризуется неустойчивостью и чаще бывает заниженной. Тревожные дети исполнительны, послушны и ответственны. Такие детки ведут себя примерно, стараясь точно выполнять требования взрослых.
Перед началом работы необходимо провести индивидуальную диагностику уровня тревожности с помощью проективного рисуночного теста «Человек». После окончания всего блока занятий проводится повторный тест для сравнения результатов.
На первом этапе занятия с детками проводятся индивидуально для установления контакта и восприятия занятий в позитивном ключе. Как именно будут проходить первые занятия зависит от конкретного ребенка, это может быть рисование, работа в песочнице, релаксация под музыку. Когда контакт установлен можно объединять детей в группы по 5-6 человек и приступать ко II блоку занятий.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
I БЛОК – РАССЛАБЛЕНИЕ
Все занятия строятся и проводятся по единой схеме.
1. Приветствие;
2. Релаксационные техники под музыку серии «Звуки природы»;
3. Миорелаксация;
4. Закрепление;
5. Прощание.
Продолжительность занятий первого блока зависит от поведения ребенка. Кому-то будет достаточно 4х занятий, кому-то не хватит и 7ми. Для последних рекомендовано продолжение индивидуальных занятий и сочетание их с групповыми.
ЗАНЯТИЕ 1 «Знакомство»
1. Приветствие. У нас используется клубок.
2. Песочница. Происходит знакомство с песком, обсуждение ощущений от работы. Используются упражнения: пересыпание, хождение «человечком», «паучком» на пяти пальцах, рисование узоров и т. п. После этого включается релаксационная музыка из серии «Звуки природы» и ребенку предлагается набор миниатюрных игрушек. Ребенок проигрывает в песочнице сюжет, который сам захочет. Психолог находится рядом, поддерживает ребенка, направляет игру, но воздействие должно быть минимальным. Основная задача на данном этапе – понять проблему ребенка и поискать возможные пути ее решения. Игра заканчивается релаксационным дыханием (глубокие вдох и выдох).
3. Закрепление: обсуждение с ребенком что было интересного, что понравилось, что показалось тяжело.
4. Прощание. Подведение положительных результатов звнятия, похвала ребенка и ритуал «выхода».
ЗАНЯТИЕ 2 «Раскрытие 1»
1. Приветствие.
2. Рисование красками: на большом листе бумаги (формат А3) ребенок пальцами ставит точки (можно предложить на выбор Люшеровские цвета – это будет являться дополнительной диагностикой эмоционального состояния.) Можно печатать ладошки, делать узоры разными цветами, соединять точки в рисунки и т. п.
3. Закрепление.
4. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 3 «Раскрытие 2»
1. Приветствие.
2. Песок. Ребенок с помощью фигурок разыгрывает свой сюжет. На этом этапе важно сравнить с первой игрой (сюжет, основа, герои) нет ли застревания ребенка на каком-то моменте, идут ли внутриличностные изменения. Роль психолога – наблюдать и поддерживать, предлагать ненавязчиво положительные выходы из проблемных ситуаций.
3. Миорелаксация. Ребенок лежит на ковре на спине, свет в кабинете приглушен, возможно использование релаксационного освещения. Используются упражнения из «Психогимнастики» М. И. Чистяковой «Шарики» и «Ветерок».
4. Закрепление.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 4 «Раскрытие 3»
1. Приветствие.
2. Куклотерапия. Совместное с психологом создание из фольги куклы-ребенка. Сочинение и разыгрывание проблемной ситуации в зависимости от особенностей ребенка.
3. Миорелаксация. Этюды «На берегу моря», «Игра с песком», «Лицо загорает», «Сон на берегу моря».
4. Закрепление.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 5 «Радость»
1. Приветствие.
2. Рисование красками «Одуванчики». Ребенок на затонированном в зеленый цвет листе формата А3 клеит кусочками вату и потом раскрашивает ее пальчиковыми красками в желтый цвет. В конце работы необходимо подвести ребенка к мысли о радостном настроении картины и о радости вообще.
3. Беседа о радости. Упражнения «Я радуюсь, когда…», «Моя мама радуется, когда…», «Что я могу сделать, если мне грустно?».
4. Закрепление.
5. Прощание.
Для последующих занятий можно выбрать любую программу эмоционально-личностного развития детей. Я для своих занятий придумала следующее:
II БЛОК – ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЯМИ
ЗАНЯТИЕ 1. ВВОДНОЕ. РАДОСТЬ.
1. Приветствие. На этом этапе мы ввели новый ритуал входа – передача «волшебной свечи». Дети по кругу передают свечу, называют свои имена. Когда свеча возвращается к психологу все вместе дуют в нее и она «загорается».
2. Введение в сказку. Волшебная свеча переносит детей с страну гномов. Существует пять гномов: Радость, Грусть, Страх, Злость, Удивление. У каждого гнома свой цвет: Радость желтого цвета, Грусть – синего, Страх – черного, Гнев – красного, а Удивление – фиолетового. Детям рассказывается сказка:
«Где-то на краю земли находится волшебная Страна Гномов! В ней живут пять гномов, они постоянно ссорятся между собой кто из них главнее и важнее. Мы с вами оказались здесь по просьбе главной волшебницы этой страны – феи Радуги. Вот ее дворец. Ей настолько надоели постоянные ссоры гномов, что у нее ужасно разболелась голова. Вот она и позвала нас, чтобы мы их помирили. Мы с вами по очереди познакомимся с каждым гномом, подружимся с ним. И когда мы дойдем до дворца Радуги мы соберем всех гномов вместе и, будем надеяться, что они подружатся! Итак, в путь!»
3. Знакомство с Радостью.
Детям демонстрируется фигурка желтого гномика, рассказывается о радости, какое это хорошее и теплое чувство. Потом дети рисуют символ радости – яркое солнце. Для этого используются отпечатки ладошек детей.
4. Психогимнастика. Этюд «Два клоуна».
5. Закрепление.
6. Прощание. Все вместе дуем на волшебную свечу и она «гаснет».
ЗАНЯТИЕ 2. ГРУСТЬ.
1. Приветствие.
2. Знакомство с Грустью. Показывается фигурка, рассказывается о грусти, какие символы можно использовать для этого гнома, беседа «Когда мне бывает грустно». После этого синей манкой (заранее смешанной с синей гуашью и высушенной) рисуется туча, из которой идет дождик. Части тучи и дождинок мажутся клеем ПВА и посыпаются манкой.
3. Психогимнастика. Этюд «Стрекоза замерзла».
4. Закрепление.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 3. СТРАХ.
1. Приветствие.
2. Знакомство со Страхом. Проводится беседа о страхе, обдумывается символ, потом ответы детей на вопрос «Я боюсь, когда…», обсуждение что можно сделать, чтобы не бояться. После этого дети рисуют свои страхи и потом пытаются так изменить их, чтобы они стали «нестрашные».
3. Психогимнастика. Этюд «Ночные звуки».
4. Расслабление. Релаксационное упражнение «На лесной опушке». Дети спокойно лежат на ковре, закрыв глаза, и слушают психолога и музыку.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 4. УДИВЛЕНИЕ.
1. Приветствие.
2. Знакомство с Удивлением. Демонстрируется фигурка Удивления, проводится беседа об этой эмоции, дети вспоминают какой-нибудь эпизод из жизни, когда они очень сильно удивились. Обдумывается символ удивления. После этого на лист формата А3 наклеиваются кусочки цветной бумаги в форме вопросительного знака.
3. Психогимнастика. Этюд «Вожатый удивился».
4. Закрепление.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 5. ГНЕВ.
1. Приветствие.
2. Знакомство с Гневом. Показывается фигурка, рассказывается о гневе, какие символы можно использовать для этого гнома, беседы «Когда я злюсь», «Когда злятся на меня». Обсуждается символ грусти. Рисование зубастой пасти красками.
3. Психогимнастика. Этюд «Разъяренная медведица». Важно, чтобы ребенок попробовал себя и в роли медведицы и в роли ребенка. Обсуждение.
4. Релаксация. «На берегу моря». Дети отдыхают под спокойную музыку с шумом моря.
5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ 6. ДРУЖБА.
1. Приветствие.
2. Введение: «Вот теперь мы, ребята, знаем всех гномов-волшебников. Мы с каждым из них познакомились, пообщались и подружились. Мы с вами узнали, что каждый гномик для чего-то нужен, без них мы не могли бы быть самими собой. Да только вот беда: гномы-то между собой не дружат! Что же нам придумать, чтобы их подружить? (ответы детей) Ой, как интересно! Сколько всего вы предложили! Замечательно! Сразу видно, что вам очень хочется установить мир и покой в волшебной стране. Давайте мы с вами попробуем собрать всех гномов вместе!»
3. Этюды на переключение эмоционального состояния.
Радость – страх – радость. Мышонок без спроса выбрался из норки. Как хорошо кругом! Он гуляет, но вдруг увидел огромного кота с острыми зубами. Кот побежал за мышонком. Ой, как страшно! Мышонок в последнюю секунду вбужал в норку, а там мама-мышка!
Печаль – удивление – радость. Медвежонок сидит дома один. Ему грустно: мама ушла, он один и хочет есть. Вдруг открывается дверь и входит Медведица; в лапах у нее большой кусок сыра! Ох и удивился же медвежонок! Откуда она его взяла? А потом так обрадовался!
Гнев – страх – радость. Миша сердит на своего младшего брата – тот сломал Мишину машинку. Миша хочет ударить брата, но тут в комнату вошла мама. Ох и испугался же Миша, ведь мама запрещает ему обижать братишку. Но мама поняла, что младший натворил, немного пожурила обоих и все вместе пошли пить чай.
4. Рисование символа дружбы эмоций – радуги. На листе формата А3 дети по очереди рисуют восковыми мелками радугу.
5. Закрепление.
6. Прощание.