Галина Хлупина
Пособие для работы над слоговой структурой слова
▼ Скачать + Заказать документы
Мне хотелось бы представить Вам пособие «Поглядим в подзорную трубу».
Цель данного пособия помочь ребенку в игровой форме научится произносить слова различной слоговой структуры, употребляя существительные в разных падежах (именительный падеж, родительный падеж и винительный падеж).
Задачи:
-выявление и преодоление нарушений слоговой структуры слов;
-предупреждение нарушений лексико-грамматической стороны речи;
-предупреждение нарушений письменной речи.
Публикация «Пособие для работы над слоговой структурой слова» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2021
Описание пособия :
Пособие состоит из папки формата А4, где на первой странице изображение пирата, который смотрит в подзорную трубу. На второй странице изображен остров, который видит пират. Картинный материал, 14 карточек. Вместо изображения острова ставим карточку с картинками, и прикрепляем один из трех символов («это», «вижу», «нет»).
Работая с символом «это» (изображение белой «галочки» в зеленом квадрате) – отрабатываем именительный падеж (это бегемот, это лифт и т. д.)
Работая с символом «вижу» (изображение подзорной трубы) – отрабатываем винительный падеж (вижу банку, вижу ветку и т. д.)
Работая с символом «нет» (изображение белой черты в красном квадрате) - отрабатываем родительный падеж (нет дома, нет ивы и т. д.)
Картинный материал подобран в соответствии с классификацией слов А. К. Марковой. В соответствии с данной классификацией выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, мыло, муха).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (лопата, радуга, малина).
3. Односложные слова (дом, жук, лук).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель, лимон).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, ванна).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, лейка, кактус).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон, самолет).
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки, яблоко).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, улитка, автобус).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка, гармошка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф, гном).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт, танк).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (клюшка, гвозди, кнопка).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино, паутина).
Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории:
3 года: воспроизведение слов, состоящих:
- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д. ,
- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т. д. ,
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т. д.).
4-5 лет: воспроизведение слов :
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры,
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капу-ста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телеви-зор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство).
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Планируемые результаты:
-научить ребенка правильно произносить слова различной слоговой структуры, употребляя существительные в именительном, родительном и винительном падежах.
- формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (Что видишь ты? - Я вижу дом. Что видит пират? Он видит ветку и т. д.)
- учить детей отвечать на вопрос полным предложением.