МААМ-картинки

Тренинг для воспитателей «Психологическая готовность педагога ДОУ»

Яна Костенко
Тренинг для воспитателей «Психологическая готовность педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Участники тренинга: педагог-психолог, воспитатели.

Цель: повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога.

Оборудование: цветные карандаши, листы А 4, ручки, бумажные шарики.

Ход проведения тренинга:

1. Приветствие:

Игра «Слово настроения» (в кругу)

Цель: создание позитивного настроения.

Каждый участник тренинга называет слово, которое улучшает ему настроение (например: дети, солнце, деньги)

2. Делимся на 3 команды «Шар» (3 цвета)

3. Вступительное слово от педагога-психолога:

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поиграем, обменяемся опытом и всё завершим приятным, но об этом в конце мероприятия я вам расскажу!

4. Задание № 1 :

Команды находят правильное определение «психологическая компетентность» (несколько предложенных вариантов).

5. Упражнение: Хорошо быть воспитателем?»

Задача вспомнить положительные и отрицательные стороны в работе воспитателя. Каждый участник называет пример «+» и «-» в работе педагога. Начинаем с отрицательных.

6. Задание № 2 : «Статус детей». Работа по командам.

Вступительное слово от педагога-психолога о статусе детей в группе:

Межличностные взаимоотношения отслеживаются уже в раннем возрасте, когда ребенок одним детям отдает игрушку, принесенную из дома, а другим - нет, с одними общается, а некоторых детей не замечает. В младшем дошкольном возрасте мы можем определить, кто с кем дружит.

В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными, и приобретают относительно устойчивый характер. В этом возрасте достаточно высокая степень ориентированности детей на личностные качества сверстников. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками.

Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях специалистов было показано, что в течение дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся все более желанными большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выбора, которые делают дети, меняется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду в большой степени зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

Социальная структура группы в старших группах (по результатам исследования межличностных взаимоотношений детей) состоит из «детей-звезд», детей, которые предпочитают - это дети с высоким статусом, и детей с низким статусом – «презренных детей», «изолированных детей», «отвергнутых» или «обездоленных».

Задача воспитателей: способствовать тому, чтобы детей с низким статусом становилось все меньше.

1 команда – описывают качества ребёнка – «звезды»

2. команда – описывает качества ребёнка – с высоким статусом или принятые дети, которых выбирают.

3. команда – описывают ребёнка - с низким статусом, отвергнутые дети или изолированные.

Слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, гордость, грубость, вежливость жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятность, открытость, раздражительность, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, доверчивость, нервозность, нерешительность, несдержанность, льстивость, обидчивость, осторожность, доброжелательность, подвижность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпимость, робость, уступчивость, холодность, честность, самостоятельность, агрессивность, энергичность, медлительность, застенчивость, смелость, драчливость, трусость, щедрость, доверчивость, самоуверенность, независимость, трудолюбие, рассудительность, креативность, мечтательность, увлеченность, остроумие, дружелюбие, заботливость, преданность, смелость, возбуждение, активность, решительность, прямолинейность.

7. Советы психолога по повышению статуса детей в группе:

• Сблизить ребёнка с низким статусом с лидерами/ с кем-либо из «предпочитаемых» детей (поручить общее дело);

• Обеспечить реальный успех ребёнку (заранее подготовить ребёнка в работе с группой, чтобы он тоже справился);

• Привлекать ребёнка на главные роли в ролевых играх;

• Предоставить ребёнку возможность самому выразить поддержку другим;

• Помочь ребёнку выявить его значимость для детского коллектива (например: он отлично поёт, танцует, конструирует);

• Вовлекать ребёнка во внегрупповую деятельность (давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для группы).

Важно помнить: что никакие методы не помогут, если у взрослого нет искреннего, заинтересованного и доброжелательного отношения к детям.

8. Задание № 3: «Проблемные ситуации».

У вас в конвертах описаны проблемные ситуации. Ваша задача обсудить и на бумаге написать пути решения данной проблемной ситуации. Договоритесь, кто будет представлять ваше решение.

1. В семье Антон был нежелательным ребенком. Мама говорила ему, что он не похож на родителей. Родители постоянно придерживались строгого контроля над ребенком, применяли постоянные наказания, не обращали внимания на ребенка в достаточной степени. Антон чувствовал это, становясь упрямым, замкнутым. Ему трудно было найти общий язык со сверстниками и взрослыми, ведь он был уверен, что он никому не нужен.

А) Какой стиль воспитания ребенка в семье (демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).

Б) Как вы думаете которая самооценка у Антона?

В) Как помочь ребенку чувствовать себя нужным, научить жить в детском коллективе.

Г) Какие рекомендации родителям?

2. Алену родители воспитывают строго, она постоянно слышит слова: «А что скажут о тебе другие?» Дома существует постоянный строгий режим, дисциплина. Беспрекословное выполнение задач. Если у Алены что-то не получается, она это болезненно переживает, но скрывает свою боль, потому что она должна быть воспитанной и сдержанной. Девочка начала бояться, что если не сможет выполнить какое-то задание, то не заслужит одобрение со стороны родителей или воспитателей. Она стала тревожной, начала негативно относиться к себе. Алена часто остается наедине со своими переживаниями, думая, что она не такая как все.

А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).

Б) Как вы думаете, какая самооценка формируется у ребенка за время такого воспитания?

В) Как помочь ребенку?

Г) Какие рекомендации можете дать родителям?

3. Оксана в семье является поздним, долгожданным ребенком. Родители, дедушки, бабушки постоянно беспокоятся о ней, детские болезни - это настоящая паника, трагедия. Ребенку говорят о том, что ее повсюду подстерегает опасность. Поэтому ее не выпускают на улицу, запрещают играть с другими детьми. Взрослые часто не согласовывают свои действия с желаниями ребенка. Иногда Оксана тревожно спрашивает: «А я не заболею?», «А я не умру?». В детском саду она часто плачет, со страхом и недоверием воспринимает все новое, не умеет общаться со сверстниками. Девочка нерешительная, несамостоятельная, слишком чувствительная, робкая, чувствует себя неудовлетворенной.

А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).

Б) Какова самооценка у ребенка?

В) Как ей помочь?

Г) Какие рекомендации можно дать родителям?

4. В семье Сережи мальчика любят все. Все, что не сделает ребенок, - это замечательно, талант. Мама и папа всегда одобряют его поступки. Желания сына мгновенно удовлетворяются. Интересы окружающих игнорируются. Любой режим и дисциплина отсутствуют, обязанности ребенка сведены к минимуму, а права-ограничены. Если что-то делается не так, как хочется Сереже, начинаются истерические реакции

В группе ДОУ мальчика сверстники не признают за лидера, ведь он на самом деле, кроме восхваления, ничего не умеет. Самоуверенность сменяет неуверенность, нерешительность, неумение постоять за себя, душевный дискомфорт. Сережа стал нелюдимым и агрессивным.

А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).

Б) Какова самооценка ребенка?

В) Как ему помочь наладить контакт со сверстниками, взрослыми?

Г) Какие рекомендации можно дать родителям?

10. Упражнение: «Молодец!»

Педагоги делятся на 2 круга – внутренний и внешний, встают лицом друг к другу. Кто стоит внутри говорят о своих достижениях, а те кто снаружи хвалят партнёра, при этом загибая пальцы. Затем меняются круги.

11. Завершение работы тренинга:

Рефлексия того, что произошло на тренинге.

- Что дала Вам работа в тренинге?

- Произошли ли у Вас какие-либо изменения?

- Как Вы сейчас себя чувствуете?

- Можно ли использовать предлагаемый метод или отдельные игры в вашей профессиональной деятельности?

- Ваши замечания и предложения по проведению тренинга.

Всех благодарю!До новых встреч!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тренинг для воспитателей «Психологическая готовность педагога ДОУ»
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 10:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для воспитателей «Психологическая готовность педагога ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Яна Костенко (УИ 2734575) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД