Вера
Конспект игровой деятельности в подготовительной группе «Веселые посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №30 комбинированного вида»
«Веселые посиделки»
составила воспитатель: Карташева Вера Борисовна
(высшая квалификационная категория)
Батово 2022
Цель:
Задачи:
Развивать умение находить предметы быта в избе путём отгадывания загадок.
- Формировать устойчивый интерес к истокам русской народной культуры через пословицы, небылицы, игры, хороводы.
Публикация «Конспект игровой деятельности в подготовительной группе „Веселые посиделки“» размещена в разделах
- Продолжать знакомить детей с народными обычаями (посиделками).
- Воспитывать эмоциональные чувства к истокам прошлого, умение показать красоту, напевность русского фольклора.
Материал:
Зал оформлен в виде избы. В углу - печь, посередине стол, на нём самовар, каравай. По бокам деревянные лавки. Сбоку - сундук. Напротив избы оформлена выставка изделий народного творчества: кружева, вышивка, платки, деревянная расписная посуда… Рядом с русской избой поляна.
Предварительная работа:
Знакомство детей с народной культурой, предметами быта, с разнообразными формами устного народного творчества.
Проведение хороводных и подвижных народных игр. Пение народных песен.
Изобразительная деятельность : знакомство с иллюстрациями к сказкам и потешкам, знакомство с народно – прикладным искусством: дымка, городец, хохлома. Рисование на тему русских народных сказок, потешек, декоративное рисование.
Звучит русская народная мелодия, в «горницу» входит хозяйка в русском сарафане и дети, садятся на лавки.
Ход занятия.
В зале оформлена декорация русской избы, украшена платками и изделиями русского народного творчества.
Дети входят в зал.
Какие вы нарядные! А не завести ли нам хоровод?
Хоровод «А я по лугу».
Я приглашаю вас на посиделки.
Дети проходят в «избу», их встречает воспитатель – хозяйка.
- Добрый день, гости званные и желанные! Милости просим!
Рады гостям, как добрым вестям! Здравствуйте, проходите, будьте как дома!
Дети: Не беспокойся хозяюшка. Мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Хозяйка: У нас для каждого найдется местечко и словечко.
Дети: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Дети: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть да себя показать.
Хозяйка: Проходите гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!
Дети: Туда голуби летают, где их привечают.
Дети: Ехали мы мимо, да завернули до дыму.
Хозяйка: Давным - давно, в старые времена, русский народ собирался на посиделки. Кто из вас знает, чем люди занимались на посиделках?
(ответы детей)
Люди после тяжёлого трудового дня любили собираться на посиделки в светлицах для забав, песен, бесед. Посиделки - это общение людей, отдых.
Пригласила я вас позабавиться да потешиться, поиграть, пошутить, повеселиться.
А я для вас много интересного припасла. Я весною на завалинке, а зимою в горнице посиживала. Сижу, на народ всегда гляжу, все всегда запоминаю и в копилку собираю. Это моя шкатулка - копилка. (показываю)
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей – погляжу.
В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идет. (печь)
В небо – дыра, в землю – дыра,
А в середине – огонь да вода. (печь)
Как в народе обращались к печке?
(«Матушка – кормилица» «Без печи хата – не хата»)
Ой, ты, печка, сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, напеки, обогрей,
В дом богатство принеси поскорей! (поем)
Стоит бычок. Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
(самовар)
В брюхе – баня,
В носу – решето,
на голове - пупок
Одна рука, и та на спине.
(чайник)
Черный конь скачет в огонь. (кочерга)
Не бык,а бодает.
Не ест, а еду хватает
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет.
(ухват)
Чем больше я верчусь,
Тем больше толстею. (веретено)
А о прялке вот какая загадка:
С локоть мохнато, с локоть голо,
С локоть под себя ушло.
Что делали на прялке?
На прялке пряли пряжу, а из пряжи ткали полотно и вязали одежду.
Давным-давно прядению обучали вообще всех девочек, чтобы они, когда вырастут, были хорошими хозяйками и мастерицами. Крестьянские девочки были помощницами по хозяйству, поэтому они должны были многое уметь, их учили прясть с пяти – шести лет. Первую прялку, небольшую и нарядную, по обычаю делал или покупал для дочери отец. Как только у маленькой пряхи дело шло на лад, мать сжигала спряденную ею нитку и, смешав пепел с водой, давала девочке выпить, веря, что теперь она непременно станет искусной мастерицей.
Соберутся девушки вместе, пряжу прядут и песни поют. А когда устанут то и хоровод заведут. Давайте и мы споем про прялицу и поиграем.
Хоровод – игра «Прялица»
Хозяюшка: Хотите услышать смешное? Хотите позабавлю вас?
На заборе чепуха парила варенье,
Куры съели петуха в одно воскресенье.
А у нас во дворе поросёнок рылся
И нечаянно хвостом к небу прицепился.
Дети читают потешки.
Хозяйка: Не желаете ли поиграть? Выходите смелее, становитесь в ряд.
Проводится игра «Плетень».
Плетень
Участники игры встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается верёвка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём.
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьется плетень, плетется,
В поле, в лес волочется.
Расплетайся плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень». Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд -
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает крутые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
Хозяйка: Не зря в народе говорится:
Старинная пословица не мимо молвится!
Посмотрим, знаете ли вы пословицы.
Поскорей подрастай, да к работе поспевай.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!
Мала пчела, и та работает!
Труд человека кормит, а лень портит!
Землю красит солнце, а человека – труд.
Не всякий хлеб сеет, а всякий его ест!
Поспешишь – людей насмешишь.
Умелые руки не знают скуки.
Была бы охота, будет ладиться работа.
Не тот хорош, кто лицом пригож,
А тот хорош, кто на дело гож!
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Семья в куче – не страшна туча.
Одному страшно, а вместе все нипочем.
Чем больше рук – тем больше труд.
Возле леса жить – голодным не быть.
- Русский народ много трудился. Посмотрите, какие прекрасные вещи изготавливали люди своими руками.
Дети рассматривают выставку народного прикладного искусства, обсуждают увиденное.
- Поиграть не желаете? Выходите, смелые, становитесь в круг.
Игра «Яша».
Эта игра – самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б. А. Рыбаков, а также упоминает В. Я Пропп).
Водящий - Яша (т. е. Ящер - хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:
Сидит-сидит Яша
Под ореховым кустом.
Грызет-грызет Яша
Орешки каленые,
Милому дареные.
После этого происходит диалог:
- Что Яша хочет?
- Подружиться хочу.
- Бери себе дружка,
Какого захочешь.
Участники диалога разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если поймает – тот становится водящим.
Хозяюшка: Эй, подружки – хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поплясать,
Длинный день скоротать.
Дети выходят и танцуют врассыпную под русскую народную мелодию,
повторяют движения народных танцев, импровизируют.
Хозяйка: Ох, и расплясались, ох и разгулялись.
Молодо – зелено, погулять велено.
Молодежь с вечера не укладешь,
А с утра не подымешь. (дети выстраиваются полукругом)
- В небе, будто от побелки,
Засветился млечный путь,
Отшумели посиделки,
Где пришлось нам отдохнуть.
- Пришло время расставанья.
До следующего гулянья.
Хозяйка: Вы, ребята, молодцы,
Получайте леденцы.
(угощает детей)