Елена Лякишева
Конспект познавательно-игровой деятельности «Пчелка Жужа и ее друзья насекомые» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Расширять представления о насекомых : их многообразии, способах передвижения, образе жизни.
2. Учить узнавать и называть часто встречающихся насекомых, составлять вместе с воспитателем рассказ о насекомых с опорой на схемы.
3. Обогащать словарный запас по теме.
4. Закреплять знания основных и промежуточных цветов.
5. Закреплять навыки нетрадиционного рисования: выполнение приёма «налепа».
Публикация «Конспект познавательно-игровой деятельности „Пчелка Жужа и ее друзья насекомые“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
6. Развивать внимание, моторику рук, координацию движений, умение отвечать на вопросы и отгадывать загадки, конструктивные навыки.
7. Формировать бережное отношение к насекомым.
8. Воспитывать любовь к природе, любознательность, самостоятельность.
9. Развивать глазодвигательную функцию, умение фиксировать взор.
Материалы и оборудование:
Крупные плоскостные цветные изображения насекомых; большой зелёный листок, разрезанный на 5 частей; схемы для рассказа о насекомых; чёрно-белые силуэтные изображения насекомых; большая ширма, на которой дерево, солнце, тучка с дождиком, цветы разного цвета по количеству участвующих детей; настенная картина с изображением деревни и её обитателей; ёмкости с песком, камнями, землёй, водой; пластмассовые небольшие насекомые; цветик-семицветик, следы из бумаги; дудочки-гудочки; объёмные птички; изображения гусениц; цветные пластилиновые шарики; стеклянные камешки разного цвета и формы; пуговицы; спилы дерева; каштаны; мягкие цветные шарики и т. п. ; заводные насекомые; поделка-бабочка для кождого гостя; запись песни «Паровоз-Букащка», звуков природы для работы с настенной картиной, пения птиц, песни «Оранжевое небо».
Предварительная работа:
Заучивание пальчиковых гимнастик, зрительных гимнастик, физминуток; проведение дидактических игр, сюжетных и подвижных игр по теме; чтение литературных произведений по теме; игры в уголке экспериментирования; наблюдения на прогулках; выполнение творческих работ в разных техниках.
Ход познавательно-игровой деятельности
(Дети вместе с воспитателем заходят в группу и здороваются с гостями, замечают на ковре мяч).
Воспитатель: Ребята, в группе у нас порядок, мы приготовились к встрече гостей, а мяч забыли убрать. Матвей, принеси его, пожалуйста. (Ребёнок приносит мяч).
- Ребята, а кто нарисован на мяче? (Божьи коровки)
- А кто такие божьи коровки? (Жуки, насекомые)
- Вы правы, божьи коровки – это насекомые. Хотите, мы сегодня поговорим о насекомых? (Да). Присаживайтесь.
(Дети садятся на стулья у магнитной доски).
- Скажите, какое сейчас время года? (Весна).
- Верно, весной всё живое просыпается, просыпаются и насекомые. Попробуем рассказать о насекомых с помощью картинок-схем. (В процессе рассказа дети договаривают слова с опорой на схему).
Насекомые очень (маленькие) существа.
У них есть (голова, грудь, брюшко, 6 лапок).
У некоторых есть (крылья).
Они умеют (прыгать, ползать, летать).
Они живут и в (доме, и в (лесу, и на (поляне).
Насекомые живут и прячутся в (траве, на (цветах, на (листьях).
Вот сколько у нас насекомых на столе. Мы поселим их на большом зелёном листе, только его надо правильно сложить. (Дети складывают на магнитной доске разрезанный на 5 частей лист).
- Молодцы, а теперь попробуйте отгадать загадки о насекомых :
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это (божья коровка)
(Дети находят на столе у воспитателя картинку с божьей коровкой и прикрепляют на лист. То же и с остальными насекомыми.)
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга (муравей)
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький (кузнечик).
- Молодцы, хорошо загадки умеете отгадывать. Назовите, пожалуйста, остальных насекомых. (Воспитатель прикрепляет по одному стрекозу, бабочку, майского жука, муху, комара, пчелу, дети называют каждое насекомое).
- Скажите, ребята, а кого боятся насекомые, кто может их обидеть? (Воспитатель показывает схему, дети называют птицу, человека, животных)
- Чем опасны птицы? Животные? Человек? (Дети отвечают)
- да, много врагов у насекомых. Поэтому они часто попадают в беду. Вспомним историю про букашку, которая попала в беду (Пальчиковая гимнастика).
От врагов букашка бежала,
Ножку тонкую поломала.
Травкой быстро её обмотала,
И домой кое-как побежала.
Хорошо, что друзья помогли,
Букашку домой принесли.
Молодцы!
-Жалко букашку? (Да).
-Не будете преследовать, мучить наших маленьких друзей? (Нет)
-Кто-то в гости к нам летит,
Громко, весело жужжит.
(Влетает пчела Жужа)
Жужжа: Здравствуйте! Я пчёлка Жужа, прилетела к вам в гости. Хотите со мной поиграть? Игра называется «Пчёлка летела…» (Проводится игра на внимание).
- Ой, какой красивый у вас листик, узнаю своих друзей. А я принесла вам картинки, но они чёрно-белые. Смотрите внимательно, кто это? (Дети рассматривают чёрно-белые силуэтные изображения насекомых, называют их).
-Как хорошо вы знаете моих друзей – насекомых. Поэтому я пригашаю вас в нашу чудесную страну на лесную полянку. Я полетела вперёд, встречу вас в лесу, догоняйте! (Жужа улетает).
Воспитатель: А мы отправимся на паровозике «Букашка» (Звучит песня «Паровоз «Букашка»)
-Вот мы и на поляне. В лесу есть всё, что нужно насекомым для жизни. Что вы видите? (Солнце, тучку с капельками, дерево).
-Насекомым нужны и солнце, и вода, и деревья, и … Жужа, что-то мало в вашем лесу травы и цветов?
Жужа : Очень много гусениц. Пока они не превратились в бабочек, они очень много едят – съели всю траву и цветы.
Воспитатель: Ребята, поможем вырасти новым цветам: (Да).
(Пальчиковая гимнастика).
Солнышко пригреет,
Дождичек польёт, вырастет травинка,
Цветочек расцветёт.
-Вот сколько цветочков выросло. (Дети прикрепляют цветы к ширме, называют цвет)
-Хорошо в лесу, вдохните свежий воздух. А там на горе деревня.
Жужа : Да, там находится пасека и улей, где я живу с подругами-пчёлками. Будем слушать звуки, и искать глазками тех, кто их производит. (Зрительная гимнастика с опорой на звук с использованием настенной картины).
Воспитатель: Пойдёмте дальше, вот другая поляна. (Макет на 2 столах) Насекомых не видно, чьи-то следы. Что же здесь случилось? (Дети предполагают, что на полянке кто-то ходил и напугал всех насекомых, они спрятались)
Ребята, попробуем найти насекомых и успокоить их, пожалеть. (Дети находят насекомых под цветами, листиками, камешками, веточками, в песке, воде, в камнях)
Посадите своих друзей на раскрытую ладошку. Назовите насекомое и его цвет. (Дети выполняют)
От вашей доброты зацвёл цветик-семицветик, говорит вам спасибо!
А хотите сами побыть насекомыми? (Да)
Скажем волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья!»
Физминутка
Медленно, медленно
Муравей ползёт. Ношу тяжёлую
На себе несёт.
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!
Выше, выше, высоко,
Прыгать на носках легко
Водят пчёлки хоровод, собирают в поле мёд.
Жужа : Загудели, зажужжали насекомые. (Детям раздают дудочки-гудочки с язычками)
Воспитатель: И совсем забыли об опасности (Воспитатель держит птичку, имитирует её движения, насекомые-дети замирают, птица «улетает»)
Ребята, а вы знаете, какое самое красивое насекомое? (Бабочка)
Жужа : А вот гусеницы очень обижаются, что их считают некрасивыми.
Воспитатель: Гусеницы правы, кому понравится, что его называют некрасивым? От этого очень портится характер. Лучше сделаем их красивыми, у них обязательно улучшится настроение. Они не будут ни на кого обижаться.
Девочки украсят гусениц с помощью пластилина, а мальчики цветными камешками, мягкими шариками, пуговицами.
Жужа, помоги отыскать гусениц в лесу
Жужа : Да вот же они все на листочках сидят (достаёт листочки с нарисованными контурами гусениц)
(Дети делятся, часть украшает силуэты гусениц пуговицами, цветными камешками, каштанами, галькой… Другая часть детей за столом украшает силуэты гусениц пластилиновыми шариками. Жужа хвалит детей, говорит, что их таких красивых гусениц получатся самые красивые бабочки).
Жужа : Спасибо, ребята, вам за помощь, за то, что вы любите и не обижаете природу. А на память вот вам заводные игрушки-насекомые. А мне пора в улей. До свидания!
Воспитатель: И мы возвращаемся в группу. Закройте глаза, произнесите волшебные слова: 1,2,3,4,5 – вот и в группе мы опять!
Вам понравилось у пчёлки в гостях? Что очень понравилось делать? А грустно было? А весело?
Запомним правило:
Всех маленьких не будем обижать.
Всем маленьким мы будем помогать!
Ребята, пока мы с вами беседовали, наши красивые гусеницы превратились в прекрасных бабочек. Давайте подарим их нашим гостям!
(Дети дарят самодельные магниты-бабочки).