Наталья Мамасуева
Показ приемов с педагогами по теме «Секреты связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Показ приемов с педагогами по теме «Секреты связной речи»
«План- разграничение», «План –акцент»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я познакомлю вас с некоторыми приемами, которые помогут вам составить «план- разграничение». Этот план будет в свою очередь помощником для детей при составлении описательного рассказа.
Публикация «Показ приемов с педагогами по теме „Секреты связной речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2019
Что значит разграничить – это разделение целого на части. Я покажу, как это можно сделать без помощи ножниц. Створки – разграничители могут иметь разную форму в зависимости от тематики рассказа. Например, зимнюю картину можно спрятать под белыми листами, осеннюю – под желтыми, летнюю –под зелеными, весеннюю –под голубыми. Меняется форма (контуры) бумажных покрытий. Это могут быть: облака, шары, листья деревьев, цветы и т. д. Рассматривая с детьми натюрморт его можно закрыть овощами, фруктами, если они присутствуют в натюрморте. Посмотрите, как можно использовать створки –разграничители в виде снежинок, при составлении рассказа по картине. Готовясь, к новогодним праздникам мы с детьми рассматривали картины по этой теме. Одна из них «Наряжаем елку».
Пример: «Ребята, я приготовила вам картину, но ее запорошило снегом. Вы хотите узнать, что изображено на картине? Давайте мы, вместе сдуем снежинки и посмотрим, что же там изображено. Что вы видите? Кто из вас догадался, почему, в комнате стоит елка?» (и т. д.)
Вывод: Мы продолжаем нашу беседу, по картине сдувая снежинки. Таким образом, постепенно открывая части спрятанной картины. Ребенок последовательно составляет описательный рассказ.
Следующий прием с использованием стекла, прозрачного пластика. Положить на картину стекло (прозрачный пластик) и затонировать изображение белой гуашью.
Пример: «Ребята,Снежная королева заморозила окно. Вы хотите узнать, что же происходит на улице. Давайте попробуем разморозить и посмотреть, что там происходит. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? Кого вы видите на картине?»
Вывод: Постепенно размораживая окно, воспитатель с детьми рассказывает об увиденном. Этот прием, как и предыдущий, привлекает внимание детей на занятии, способствует поддерживанию интереса, к процессу рассказывания.
Для тог, чтобы составить план-акцент я предлагаю воспользоваться предметами - заместителями. Использование в качестве пунктов плана сигнальных опор в идее предметов или действий, заменяющих непосредственные объекты описания. Это различные предметы из окружающей обстановки, чем-то схожие с образцом, рисунки, поделки из бумаги, из природного материала, изделия из мозаики, геометрические фигуры и тела, модели, пиктограммы, схемы, пантомимика, жесты, то есть символы натуральных предметов и действий.
Пример: В качестве опор- акцентов для рассказа «На летней лужайке» детям предлагается модель набора красок (зеленая, белая с желтым кружком в центре, синяя, красная с черными пятнышками оранжевая с сине-черным глазком. Среди многообразия цветов и насекомых нужно обратить особое внимание на траву, ромашку, колокольчик, божью коровку и бабочку, которые станут объектами высказывания.
Пример: чтобы вам было легче описывать картину, я предлагаю воспользоваться палитрой красок. Эта палитра поможет вам описать картину по порядку, по плану. На летнем лугу растет зеленая, сочная трава (палитра зеленая). Далее дети рассказывают о чем? (палитра голубая).Глядя на следующую палитру о чем будут рассказывать дети? (про ромашку).
И так воспитатель выставляет палитры по порядку. Они и служат планом описательного рассказа.
Вопросы к педагогам :
• Как вы думаете, на каком возрасте можно использовать эти приемы?
• Как вы считаете, эти приемы действительно помогают составить план к описательному рассказу?
• Какой прием вас заинтересовал больше всего?
Спасибо за внимание!