Анжела Сокова
Проект «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи».(2 младшая группа №1)
По доминирующей деятельности: речевой
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
Заявитель: дети 2 младшей группы
Публикация «Проект „Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема: работая с детьми младшей группы, возникла проблема с тем, что у них неразвита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Актуальность:
У детей младшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.
Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку, зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.
Задачи проекта :
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Предмет проектной деятельности : мнемотехника как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Этапы проекта :
- Деятельность педагога;
- Деятельность детей;
- Взаимодействие с родителями.
Основной задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта : Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление сказок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Изготовление наглядных пособий для детей.
Продукт проекта :
- Картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям;
- Мнемоквадраты;
- Мнемопоговорки,мнемопословиц;
- Дидактические игры по мнемотехнике.
Результаты:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Отработка метода запоминания.
5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте.
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы.
Пдумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:
1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета
2. Раскрыть сущность в объекте.
3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.
Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений.
Примерный план использования мнемотаблиц :
Сентябрь
Тема: Пересказ р. н. сказки «Репка»
Задачи:
Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.
Октябрь
Тема:беседа "Фрукты"
Задачи:Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы.
Ноябрь
Тема: пересказ «Курочка Ряба»
Задачи:Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-.
Декабрь
Тема:рассказывание "Ёлка"
Задачи:Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные.
Январь
Тема: Рассказывание сказки «Рукавичка»
Задачи:Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
Февраль
Тема:Составление рассказа «Мой папа»
Задачи:Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
Март
Тема:рассказывание «Моя любимая мама»
Задачи:Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.
Апрель
Тема:Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»
Задачи:Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.
Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию.
Май
Тема: рассказывание Р. Н. С. «Кот, петух и лиса»
Задачи:Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.
Вывод:
У детей появилось желание пересказывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
Расширился круг знаний об окружающем мире;
Расширился активный и пассивный словарный запас;
Появился интерес к заучиванию;
Дети преодолели робость, застенчивость;
Усовершенствовалась диалоговая речь.