Елена Авдеева
Проект «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством мнемотаблиц по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №21
ПРОЕКТ
Развитие связной речи у старших дошкольников посредством мнемотаблиц
по теме «Осень»
Р. п. Мухтолово 2018
«Учите ребенка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с
картинками и он их усвоит на лету.»
К. Д. Ушинский
1. Вид проекта – краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой.
Публикация «Проект „Развитие связной речи у старших дошкольников посредством мнемотаблиц по теме „Осень“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
2. Участники проекта : воспитанники, воспитатель, младший воспитатель, родители.
3. Продолжительность – 1 месяц
4. Технологичность – использование проекта другими воспитателями.
5. Этапы и сроки реализации проекта :
№, п/п Мероприятия на каждом этапе Сроки
I.Организационный этап
1.
2.
3. Выбор темы.
Выбор источников информации.
Поиск методов и приемов работы с детьми. 1 неделя октября
4.
5.
6.
7
8. II.Подготовительный этап
Создание информационной среды по теме (подбор литературы, сказки, стихи, загадки)
Проведение бесед, наблюдения
Проведение диагностики детей
Выбор целей и задач
Планирование 2 неделя октября
9.
10.
11.
12.
13. III.Основной этап
Реализация проекта
Проведение занятий с использованием выбранного метода
Папка-передвижка для родителей «Эти удивительные таблицы»
Викторина по сказкам «Угадай, что за сказка».
Викторина «Мнемозагадки».
Дидактические игры по темам. 3 неделя октября
14.
15.
16. IV.Заключительный этап
Проведение гостиной для родителей
Презентация проекта
Повторная диагностика за 3 месяца конец ноября
1. Актуальность темы:
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Характерными особенностями детей является нарушение лексического и грамматического строя речи, отмечается бедная диалогическая речь, неспособность сформулировать вопрос, построить развернутый ответ.
Детям трудно построить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст, заучить стихотворение или загадку.
Кроме речевых нарушений характерна недостаточная сформированность таких процессов, как внимание, память, словесно-логическое мышление. Все это послужило причиной использовать в работе приемы мнемотехники для развития связной речи детей.
Мнемотехника – определяется, как система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развить :
-зрительную и слуховую память;
-зрительное и слуховое внимание;
-связную речь;
-ассоциативное мышление.
Важной особенностью памяти ребенка дошкольника является запоминание с помощью вспомогательных средств, символических рисунков.
Актуальность в использовании мнемотаблиц также состоит в том, что ребенок дошкольник очень пластичен и обучаем, но дети быстро утомляются и теряют интерес к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес, использование символов ускоряет процесс запоминания. Применяя таблицы, учим детей видеть главное, систематизировать знания.
1. Цель:
Научить детей последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из окружающей жизни.
9. Задачи:
- Развивать память, внимание, образное решение.
- Учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
-Учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли
-Развивать все стороны речи детей : звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи
- Воспитывать интерес к рассказыванию по мнемотаблицам и рисованию несложных таблиц.
Предполагаемый результат:
Развить внимание, память, речь, коммуникативные навыки общения у старших дошкольников
1. Система работы:
Деятельность педагога Деятельность детей Работа с родителями
1. Поиск и подбор литературы, сказок, стихов, загадок по лексическим темам еженедельно.
2. Проведение бесед и наблюдений по темам.
3. Проведение диагностики на начало года по работе с мнемотаблицами.
4. Проведение занятий по каждой теме с использованием выбранного метода.
5. Рисование опорных схем по каждой лексической теме.
6. Подбор дидактических игр по темам.
7. Папка-передвижка для родителей об актуальности использования опорных таблиц для развития памяти, внимания, воображения у детей.
8. Подготовка к викторине по сказкам с использованием мнемотаблиц «Угадай, что за сказка».
9. Проведение промежуточной диагностики.
10. Проведение гостиной для родителей с использованием мнемотаблиц по загадкам. 1. Слушание стихов, загадок, сказок об осени, овощах, фруктах, грибах (по лексическим темам).
2. Наблюдение в природе.
3. Рассматривание картин, иллюстраций, дидактического материала по лексическим темам.
4. Работа на занятиях по каждой лексической теме.
5. Рисование опорных схем по образцу по каждой теме.
6. Участие в дидактических играх по каждой теме.
7. Слушание сказок и рисование опорных схем по образцу и по памяти.
8. Слушание загадок и рисование опорных схем по образцу и по памяти.
9. Выполнение дома с родителями заданий для закрепления по каждой лексической теме. 1. Привлечение родителей в подборе сказок, загадок, стихов по лексическим темам.
2. Закрепление дома с ребенком материала по каждой теме.
3. Привлечение родителей к наблюдению с ребенком явлений природы, как растут овощи, фрукты, грибы в лесу. Беседы с детьми для закрепления материала.
4. Привлечение родителей к сбору природного материала, изготовление поделок вместе с детьми.
5. Привлечение родителей к использованию дидактических игр для закрепления материала.
6. Познакомить родителей с техникой рисования мнемотаблиц для пересказа, заучивания стихотворения, загадок.
7. Привлечение к участию в викторинах по сказкам.
8. Привлечение родителей вместе с детьми к участию в творческой гостиной по теме : «Осень».
Вывод: результат показал, что использование мнемотаблиц благотворно влияет на уровень развития речи детей и их общий уровень развития.
Этапы работы по мнемотаблицам :
1. Рассматривание таблиц, разбор того, что изображено.
2. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ или рассказ по заданной теме или рассказывание стихотворения с опорой на символы.
Список литературы:
1. С. В. Бойкова Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. КАРО СПб 2010г.
2. Т. В. Большева Учимся по сказке. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005г.
3. Н. С. Малетина, Л. В. Пономарева Моделирование в описательной речи детей. Дошкольное воспитание №6 2004г.
4. С. А. Петухова Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет КАРО СПб 2009г.
5. Т. А. Ткаченко Использование схем в составлении описательных рассказов Дошкольное воспитание №10 1990г.
6. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
7. Т. Ю Бардышева Е. Н. Моносова «Обучение связной речи детей 6-7 лет»