Марина Пономарева
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к презентации для воспитателей и родителей.
«Использование приемов мнемотехники
в развитии связной речи, для детей младшего возраста»
Пономарева М. Ю.
Мнемотехника - это настоящая палочка-выручалочка в деле обучения, запоминания детьми разного рода информации. Давно известно, что "зубрёжка" в обучении малоэффективна: её результаты неизбежно "испаряются" из памяти, причём довольно скоро. Совсем другое дело, если запоминание информации связывается воедино с конкретными зрительным и звуковыми образами.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение структуры рассказа, стиха и, конечно, развитие речи.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги) .
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста.
Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы
Этапы работы с мнемотаблицами
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: мяч, знак вопроса, цвета мяча, мяч убегающий от девочки. И т. д
3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.
4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки или стихотворения основной упор делаем на изображение главных героев.
Примечание. Детям младшего и среднего дошкольного возраста лучше давать таблицы цветные, так как у них быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая, цыплята - жёлтые, мышка - серая, ёлочка - зелёная, солнышко - жёлтое и т. д.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы
Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.
Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.