Папки-передвижки

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей

Нина Гунина
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Современные подходы к дошкольному образованию детей определяются «Федеральным государственным стандартом дошкольного образования» (ФГОС ДОУ). В соответствии с ним развитие связной речи рассматривается как приоритетная задача познавательно-речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей» размещена в разделах

Проблема развития связной речи детей хорощо известна. Давно установлено,что в детском возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой педагогический опыт деятельности. Главной задачей развития речи ребенка является совершенствование монологической речи. Создание различных видов творческих рассказов, заучивание стихов, а так же составление рассказов по картинке.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи у детей. Чтобы достигнуть положительных результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

На сегодняшний день образная, богатая описаниями речь у детей дошкольного возраста встречается крайне редко. В детской речи существует множество проблем: бедность речи, состоящая лишь из простых предложений, бедный словарный запас, неумение грамматически правильно построить распространенное предложение, употребление нелитературных слов и выражений.

Трудности в построении монолога: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие культуры речи : неумение использовать интонацию, громкость голоса, темп речи и т. д.

Учитывая, что в наше время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был занимательным, развивающим, интересным.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их признаки и производимые действия.

Второй вспомогательный фактор – создание плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

В основе педагогического опыта лежат исследования развития связной литературной речи Аникина В. П., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Сакулиной Н. П., Тихеевой Е. И., Теплова Б. М., Флериной Е. А., Эльконина Д Б и др.

В работах Выготского JI.C., Жинкина Н. И., Леонтьева А. А., Рубинштейна С. Л., Сохина Ф. А. отмечается, что адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все это требует достаточного уровня развития связной речи.

Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С. Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлечённого из контекста речи, но формы связности в ходе развития меняются. Речь, по его мнению, может быть несвязной по двум причинам : либо потому, что эти связи не осознанны, и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания. Для того чтобы понять эту речь, нет необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, всё в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь. Необходимо отметить, что в связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе (М. М. Алексеева, В. И. Яшина).

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это объясняется той социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Это отмечают такие авторы, как Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин и др.

Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребёнку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды. Л. П. Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: «Для нормального развития речи ребёнка, а, следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями - достаточным потенциалом». Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребёнок в процессе обучения. От этого зависит общее развитие ребёнка, его способность к обучению в школе.

При всем многообразии принципов дошкольной дидактики ведущим является принцип наглядности. Поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста.

Идея наглядности разрабатывалась многими выдающимися педагогами. В своих работах, они называли наглядность основным фактором, облегчающим процесс становления связной речи. Обращали внимание на то, что рассматривание предметов, картин помогает называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Так И. Г. Песталоцци писал: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову». К. Д. Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти : «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место - вещь, как предмет познания речи», - говорил Я. А. Коменский.

В своих работах Л. С. Выготский указывал на второй вспомогательный фактор - моделирование плана высказывания, когда все элементы на рисунке или схеме расположены в известной для развернутого высказывания последовательности.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать соответствующий вывод, что в своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи :

• наглядность,

• план высказывания.

Именно эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по– разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно - графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно – схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие разных видов памяти : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, воображения. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием связной речи.

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядности, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по- своему, в течение трех лет я использую в своей работе приемы мнемотехники для обучения детей связной речи.

Цель работы:формирование связной речи посредством использования мнемотехники.

Задачи:

- обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;

- развитие процессов восприятия, внимания, памяти, воображения;

- развитие инициативы, самостоятельности;

- развитие связной и диалогической речи;

- содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано использование оригинальных, инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является мнемотехника - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Использование мнемотехники как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, в конечном результате, развитие связной речи.

Основные задачи мнемотехники :

1. Развитие всех видов памяти :

- зрительной,

- слуховой,

- ассоциативной,

- словесно - логической,

- отработка различных приёмов запоминания.

2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать).

3. Развитие образного мышления (кодирование любой информации).

4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.

5. Развитие смекалки, тренировка внимания.

6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

Методика мнемотехники включает :

- освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим миром - природа, времена года, растительный и животный мир идр. ;

- упражнения на развитие различных параметров внимания;

- развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, наглядно моделируя речевые высказывания.

Для этого используем предметные картинки, опорные схемы, пиктограммы. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и способствуют :

- обогащению словарного запаса,

- обучению составления рассказов,

- научению пересказа художественной литературы,

- отгадыванию и загадыванию загадок,

- заучиванию стихов.

Этапы использования мнемотаблиц :

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

- пересказ;

- составление рассказов по картине и серии картин;

- описательный рассказ;

- составлению рассказов из личного опыта;

- творческий рассказ.

Обучение детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов - очень важный аспект их развития. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана - подсказки. Значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

Этапы работы со схемой-моделью:

- замена ключевых слов в предложениях значками - символами; зарисовка предметов и явлений природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

- заполнение схем - моделей с помощью знаков-символов и использование схем - моделей как плана пересказа;

- закрепление изученного материала путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Метод наглядного моделирования способствует:

- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями);

- передаче события при помощи заместителей;

- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины;

- умению определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

- обучению составлять рассказы-описания по картине.

1. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры, остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходима подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т. д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей.

2. Составление описательных рассказов по сюжетной картине.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический планпросто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т. е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог.

При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.

Остановимся на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка «Зимние забавы».

При составлении повествовательного рассказа по этой картинке детям раздаются карточки с фрагментами картинки и предлагается составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

3. Составление описательных рассказов.

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.

Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Успешно используются мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, комнатных растениях. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие уяснить основную мысль.

4. Выявление непонятных детям слов, объяснение их значение в доступной для детей форме.

5. Чтение каждой строчки стихотворения с последующим повтором и с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказ стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Зарисовка мнемотаблицы по памяти.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работать с мнемотаблицами начала со второй младшей группы.

Достичь определённых результатов удалось при тесной связи с родителями воспитанников, для этого мною проводились консультация и семинар - практикум для педагогов, разработано единое тематическое планирование, проведено родительское собрание на соответствующую тему, индивидуальные консультации для родителей.

Результативность опыта

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, наглядных пособий, занимательного материала, совместной работой с родителями воспитанников дают свои положительные результаты:

-связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;

-словарный запас детей из (в основном) пассивного превратился в активный;

-ребята активно работают на занятиях, у них сконцентрировалась наблюдательность, внимание, память, усидчивость;

-повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;

-дети научились правильно формировать свои мысли в виде предложений, повысилась речевая активность, научились составлять небольшие рассказы (в 5 и более предложений).

-появился интерес к заучиванию стихов;

-дети преодолевают застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией,

- дети стали грамотнее говорить и даже замечают и исправляют речевые ошибки товарищей.

Я считаю, чем раньше учить детей рассказу, пересказу, используя метод мнемотехники, тем лучше дети будут подготовлены к школе. А связная речь ребенка – это основной показатель умственных способностей и его готовности к обучению в школе.

Используемая литература.

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб: Детство-Пресс, 2005.

2. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2005.

3. Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

4. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4,1998.

5. Ефименкова J1.H. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова JI.H. -М., 1985.

6. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4. с. 51 -54.

7. Омельченко J1.B. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко J1.B. Логопед. 2008. №4.

8. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб: Детство- Пресс, 2009.

9. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед, 2002 № 2. с. 50-53.

10. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед, 2005г. № 1. с. 7-12.

11. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание, 1990, №10.

12. Широких Т. Д. Учим стихи - развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2.

Публикации по теме:

Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам (РМО-2018) СЛАЙД № 1: «Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам» (РМО- 2018) Иванова.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи Доклад к презентации для воспитателей и родителей. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи, для детей младшего возраста».

Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго.

Презентация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических.

Из опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»Из опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» Доброй вам части суток, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом использования приемов мнемотехники в развитии речи детей старшего возраста.

Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей. Воспитатель Тарасова В. В. Тема "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Проект «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи» (вторая младшая группа) ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи».(2 младшая группа №1) По доминирующей деятельности: речевой По количеству.

Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Родничок» Программа по самообразованию «Использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей
Опубликовано: 21 января 2019 в 14:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Нина Гунина (УИ 1288410) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД