Ольга Корякина
Пояснительная записка к проекту «В царстве гласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Дивишься драгоценности
нашего языка: что ни звук,
то и подарок; всё зернисто,
крупно, как сам жемчуг.
Н. В. Гоголь
Актуальность.
Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели.
Публикация «Пояснительная записка к проекту „В царстве гласных звуков“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду и семье.
В ходе реализации программных задач по речевому развитию мы знакомим детей с буквами и звуками. Дети часто задают вопросы: «Что такое звук и буква, чем они отличаются друг от друга?». Они часто путают эти понятия, с трудом запоминают графические образы букв, в результате совместно с детьми и их родителями возникла идея проведения информационно - творческого проекта Итоговое мероприятие целью которого стало формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о гласных звуках, повышение интереса к их изучению.
Участники проекта: воспитанники старшей подгруппы; воспитатель Корякина О. Н. ; родители (законные представители воспитанников группы).
Срок реализации: 1,5 месяца (14 декабря 2018г. – 20 февраля2019г.)
Тип проекта: по доминирующей в проекте деятельности: информационно- практико – ориентированный, творческий.
По числу участников проекта: подгрупповой
По времени проведения: краткосрочный
Предполагаемый результат:
Для воспитателя: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности.
Для детей: сформировано четкое представление о гласных буквах и звуках, об артикуляции гласных звуков.
Для родителей: повышение заинтересованности, активности, творческого участия в жизни своих детей. Получение новых знаний, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе. Укрепление сотрудничества с воспитателем.
Итоговое мероприятие: альбом «Весёлые гласные».
Работая над проектом «В царстве гласных звуков», одной из главных педагогических задач было превращение плана проекта в серию занимательных и увлекательных мероприятий. Итак, нам предстояло узнать все тайны, которые хранят в себе гласные звуки и буквы их обозначающие. Для начала мы просмотрели азбуки, буквари и книги о буквах, которые вместе с детьми находили, как в библиотеке, так и дома. Их оказалось очень много. Мы организовали выставку «Азбука» в центре «Художественная литература».
Помогала нам знакомиться со звуками матрёшка в красном сарафане. Она приносила ребятам, в своём карманчике, картинки – зрительные символы, а также картинки – предметы, в названии которых есть изучаемый звук. Знакомство с каждым из 6 звуков начиналось с работы со «Звуковыми дорожками». Детям очень нравилось прокладывать звуковой путь к тому или иному герою. Среди них были и кукла Оля (звук О, и Лунтик (звук У, эскимосы (звук Э).
Далее было множество игр, упражнений, заданий на определение звука в слове «Лови звук», «Прятки», «Кто пришёл?» и др. С интересом дети приняли игру «Звуковые картинки». Её задачи: развивать слуховую память и просодику. Формировать основы тонких звуковых дифференциаций. Часто дошкольники сами её организовывали. Охотно шла работа со звуковыми кубиками (на каждой грани кубика был зрительный символ гласного звука). Их использовали как раздаточный материал при работе со «Звуко -буквенным экраном», а также в играх «Немой театр», «Найди звук», «Прятки».
После знакомства со звуком переходили к знакомству с буквой. Определяли её части (задание «Допиши букву», складывали в игре «Буква рассыпалась», находили ошибки (например, «Обведи все буквы Ы») и др. Читали забавные стихи про букву, находили на что она похожа. Находили интересную информацию в интернете, в книжных изданиях.
Особой популярностью у детей пользовались различные виды творческой деятельности в виде творческих мастерских. Дети выполняли работы из аппликации, пластилина, рисовали, украшали букву и др. В результате создавались рисунки «На что похожа буква», «Картинки со звуком…» и др. Также были созданы модели гласных букв.
Эмоциональная окраска образов помогла детям быстро запомнить графическое изображение букв так как для детей с речевыми проблемами пространственная ориентировка на листе бумаги даётся с большими трудностями. Дети научились читать слияния гласных ау, уа, иа. Так же с большим успехом прошло освоение звукового анализа этих слогов. Дети научились определять позицию гласных звуков.
Интересным стало оформление страниц альбома «Весёлые гласные». В ходе совместной деятельности участники проявили творческие способности: раскрашивали, вырезали и наклеивали картинки, в названиях которых присутствует звук, с которым работает ребёнок, придумывали причудливые рисунки на кого или что похожа буква. Всё это требовало прекрасной тренировки пальцев и кисти рук, аккуратности, усидчивости и терпения.
На специально организованных занятиях по ознакомлению со звуком или буквой, а также в работе по дифференциации оппозиционных звуков предлагалась последовательность различных заданий, что способствовало переключению внимания ребёнка. Это создавало условия для охранительного режима обучения.
В ходе проекта использовался различный наглядно-дидактический материал:
предметные картинки на каждый звук,
зрительные символы гласных звуков,
кубики «Гласные звуки»,
звуковые дорожки,
«На что похожа буква»,
дидактические игры, упражнения (они представлены в разделе «Волшебные игры с гласными звуками»,
стихи, загадки, рассказы, сказки по теме проекта и др.
В ходе проекта нашими постоянными помощниками были родители. Предварительное проекту родительское собрание помогло проинформировать их с задачами проектами, а также дало возможность познакомиться с особенностями работы по ознакомлению детей со звуками и буквами. Консультации, индивидуальные беседы, своевременное оформление стенда «Гласные звуки», информационные папки – передвижки помогали родителям осознать важность темы проекта и заинтересовать их. Родители, в свою очередь, творчески подходили к выполнению домашних заданий с детьми. Часть из них они получали по электронной почте. Это были интересные стихи про букву или звук, серии игр на развитие фонематического восприятия, а также задания на выполнение графических упражнений или задания связанные с продуктивной деятельностью.
Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепило сотрудничество педагога и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
Упражнения, дидактические игры и задания, одновременно с закреплением гласных звуков, уточняли и обогащали словарь, развивали грамматический строй речи, помогали развивать фонематическое восприятие. У детей сформировалось четкое представление о гласных буквах и звуках, артикуляции гласных звуков, дифференциации понятий «звук- буква».
Список литературы:
1) Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников» Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2015
2) Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб. ; «Детство- Пресс», 2005
3) Астафьева Е. О. «Играем, читаем, пишем» Методическое пособие – конспект. СПб. : Детство – Прес, 2007
4) Волина В. В. Учимся играя. – М. : Новая школа, 1994.
5) Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
6) Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ФФН. – М. : Гном-Пресс, 1999.
7) Кравченко И. В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М. : Издательство «Гном-Пресс», 1998
8) Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов. Книга для воспитателей и логопедов» СПб. : КАРО,2008
9) Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000.
10) Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М. Школьная Пресса 2002.
11) Логопедические тетради на звуки. – Киров. : ИП. Бурдина С. В.