Галина Киселёва
Пояснительная записка к презентации опыта работы с дошкольниками по изучению родного города посредством ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
"Междуреченск городок – Кузбасса уголок!"
Автор: Киселева Галина Васильевна,
воспитатель МБДОУ "Детский сад №25 "Родничок"
Слайд 1
Никто не учит маленького человека: "Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное". Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. "Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что и человеком его надо воспитать". (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Пояснительная записка к презентации опыта работы с дошкольниками по изучению родного города посредством ИКТ» размещена в разделах
Слайд 2
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Слайд 3
Сегодня ИКТ начинают занимать большое пространство в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Это позволяет ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. А культурное наследие местности, в которой проживает ребёнок, остаётся, неизученным, невостребованным. ИКТ в игровой деятельности дошкольников, является сегодня средством стимулирования их интереса к изучению родного края, города.
В связи с этим были выделены задачи:
• способствовать формированию интереса каждого дошкольника к своему городу, краю, умению видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.) через ИКТ-технологии;
• использовать информационные технологии при знакомстве детей с достопримечательностями города, его символикой;
• организовать взаимодействие с родителями, способствуя развитию бережного отношения и любви к родному городу, используя современные средства и технологии.
Слайд 4
Использование ИКТ в игровой деятельности дошкольников стало средством повышения коэффициента детско-родительского общения и стимулирования интереса к изучению родного города с опорой на программу краеведческого образования "Маленький горожанин".
Слайд 5
Блок “Наш город”. История возникновения и развития. Основатели города. Знакомство с улицами, зданиями, транспортом.
Реализуется в процессе игры-приключения, квеста «Город свой я люблю, вместе с родителями его узнаю», где семьи получают задания, в виде ребусов, загадок-ассоциаций, кроссвордов. Свои ответы (ребёнок на фоне отгадки - городского объекта) родители присылают на страницу сообщества ДОУ в "ВКонтакте", официальный сайт ДОУ и родительские чаты. Примеры заданий представлены на слайде в презентации.
Слайд 6
Блок “Наше наследие”. Герои войны и труда. Творчество местных поэтов, художников, музыкантов
Существует хорошая традиция отмечать звездой дома, в которых живут ветераны ВОВ, как символ памяти и глубокого уважения ко всем павшим и выжившим на той страшной и далёкой войне. В нашем городе тоже есть такие дома. С целью привлечения внимания детей к теме, педагогами ДОУ организована акция к празднику Победы "Найди звезду".
Отснятые педагогами и родителями видеоролики со стихами и песнями ко Дню Победы, приняли участие во Всероссийских конкурсах. 80 % семей стали участниками акций, проводимых по всей стране "Голубь Мира" и "Мирные окна"!
Просмотр созданных презентаций, фото- и видеовыставок знакомит детей с творчеством местных мастеров, музыкантов и художников, демонстрируя таланты земляков и богатство ими нашего города.
Слайд 7
Блок “Город спортивный”. Физкультура и спорт, здоровый образ жизни
Знакомство со спортивными сооружениями, популярными в городе видами спорта, нашло отражение в созданной творческой группой педагогов интерактивной игре "Люблю и знаю город свой".
Тему здорового образа жизни рассматривали при помощи современных форм интерактивного взаимодействия: образовательного ресурса «Играй, на вопросы отвечай, здоровью помогай!» и детско-родительского проекта "Всем ЗОЖ!" - участников ХХII областного конкурса здоровьесберегающих программ и методических разработок «Школа здоровья – 2020» в номинации "Педагог за здоровое поколение".
Дипломом 2 степени оценена работа с использованием ИКТ "Лето красное - здоровье прекрасное! по направлению "Образ жизни-здоровый! " всероссийского конкурса методических материалов по организации и содержанию воспитательной деятельности в образовательных организациях "КЛАССИКИ"
Информационно-коммуникационные технологии помогают нам в оформлении коллажей, стенгазет и фотовыставок.
Слайд 8
Блок "Природа родного города". Флора и фауна, беседы о сохранении природы
Проект "Удивительное рядом" педагоги придумали, чтобы научить детей и родителей замечать и восхищаться каждым моментом красоты окружающей природы, показать их значимость для развития детского восприятия. Ведь порой в суете бытия мы не замечаем главного… Итогом детско-взрослой проектной деятельности стали фотоотчёты в социальных сетях и оформление семейных стенгазет, фотовыставок в ДОУ.
В основу создания мультфильмов "Муравей Кмыс" и "Что такое "Родничок?" легли рисунки и поделки из природных материалов, созданные детьми и совместно с родителями. В 2019 году мультфильм "Муравей Кмыс" стал победителем регионального конкурса мультфильмов "Кораблик мечты-2019".
Слайд 9 Блок “Город-труженик”. Люди труда, их профессии, промышленные и социальные объекты
Использование ИКТ в этом блоке, позволяет нам сделать занятия по ознакомлению с профессиями современными, нетрадиционными и существенно повысить качество предлагаемой детям информации.
В процессе обучения дошкольников активно используем видеоэкскурсии:
"Мой папа водитель БЕЛАЗА",
"Моя мама мастер маникюра",
"Моя мама воспитатель",
презентации:
"Профессия повар",
"В мире профессий" и т. д.
Слайд 10
Блок “Безопасность в городе”. Правила поведения на улице, дома, в природе
Использование информационных технологий очень разнообразно. Запись видеороликов с участием воспитанников, их семей в качестве актеров, нацеливают на запоминание правил и профилактику дорожно-транспортного травматизма.
Результаты ежегодного участия в городском конкурсе социальных роликов "Мы за безопасность на дорогах!" приятно удивляют количеством отснятых семейных роликов, которые стабильно являются победителями в конкурсных номинациях. В 2020 году семейный ролик о необходимости световозвращающих элементов на одежде, занявший 1 место в городском конкурсе стал участником областного конкурса социальных видеороликов.
Через игру с макетами улиц города и видеосюжетами разных жизненных ситуаций ребенок получает возможность моделировать их и приобрести практические знания. Расставляя фигурки по полю, передвигая машинки, он развивает пространственное мышление, усваивает понятия «проезжая часть», «тротуар», «пешеход» и прочие. Воспитанники ДОУ являются победителями конкурса макетов по ПДД: "Будьте осторожны на дороге!"
Электронный образовательный ресурс "Интерактивная игра "Дорога без опасностей", получил - экспертное заключение КРИПКиПРО (от 10.03.2020. № 5437) и опубликован в региональном депозитарии на Едином информационном образовательном портале Кузбасса.
Заключение
Результатом работы считаю созданную мной интерактивную игру "Люблю и знаю город свой", которая отвечает современным требованиям ФГОС, отражает стереотипы времени и интересы детей, выполняет как обучающую, так и диагностирующую функции. Таким образом, делаю вывод о целесообразности использования ИКТ в амплификации детского развития.
На протяжении года отслеживалась активность семей, где родители имели возможность участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей. Для взрослых появилась еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
На сегодняшний день подобный материал и электронные ресурсы начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это стимулирует развитие познавательной активности и интереса каждого дошкольника к своему городу.