елена котыш
Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Пояснительная записка. Тематический план
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа «Волшебный сундучок» предназначена для детей 5-7 лет, является дополнением к программе «Я познаю мир», способствует обогащению и уточнению восприятия и представления детей об окружающем мире, развивает способность оперировать образами, формирует у детей познавательные интересы. Актуальность программы. Одной из самых привлекательных, мотивиро-ванных сущностной потребностью ребенка является элементарная трудовая деятельность. Будучи включенным в личную «программу развития (Л. С. Выгодский) самостоятельный труд раскрывает ребенку разнообразные стороны окружающего мира, позволяет овладеть различными формами познания, оказывает существенное влияние на развитие, мышление дошкольника. Программа «Волшебный сундучок» развивает у детей сенсомоторику, согласованность в работе глаза и руки, точность в выполнении действий, что необходимо для успешного обучения в школе. Прививаются навыки работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом, красками, клеем, ножницами; воспитываются творческое мышление, желание сделать что-либо нужное и полезное своими руками; развивается детская фантазия и вкус. Детям необходимо создавать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к окружающему миру. Сложный окружающий мир становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается на эмоциональном благополучии детей. Программа «Волшебный сундучок» способствует не только развитию творческого потенциала с раннего детства, не только расширению представлений об окружающем мире, но и формирует личность ребенка, воспитывает его характер, целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Для успешной реабилитации детей в коллективе должен царить доброжелательный климат. Помочь в решении этой задачи может организация коллективной работы, в которой принимают участие все дети одновременно. В процессе такой деятельности усиливается эмоциональная связь со сверстниками, происходит сближение, объединение детей. Ребенок познает основы социального поведения, учится взаимопомощи и уважению к другим детям, то есть общению с окружающими.
Публикация «Программа по ручному труду „Волшебный сундучок“, Пояснительная записка, Тематический план» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Программа основана на принципах:
• позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмо-сферы помощи и сотрудничества;
• безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
• индивидуального подхода, который основан на личностно ориентированном взаимодействии;
• взаимосвязи обучения, развития и воспитания, который носит разви-вающий характер и способствует творческому, нравственному и интеллектуальному развитию ребенка;
• интеграции, основанный на знакомстве с окружающим миром и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей;
• поощрения достижений ребенка.
Цель: реабилитация детей средствами развития способности познания окружающего мира через практическую, конструктивную деятельность и творческое развитие ребенка.
Задачи:
• повышать адаптационные возможности ребенка к окружающей среде;
• формировать позитивный фон настроения у детей;
• формировать коммуникативные навыки;
• развивать творческие способности у детей, умение свободно ориентироваться в окружающем мире;
• совершенствовать мелкую моторику рук;
• формировать умения и навыки работы с различными инструментами (ножницы, клей, скотч, кисточка) и материалами (бумага, картон, природный и бросовый материал, ткань, волокнистые материалы);
• развивать представления о свойствах и качествах используемых в ра-боте материалов;
• воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение соблюдать технику безопасности.
Формы и методы:
• игровые методы – способствуют развитию любознательности, активности и самостоятельности;
• пальчиковые игры – способствуют развитию мышц рук;
• подвижные игры – снижают мышечный тонус, повышают двигатель-ную активность;
• словесные методы (загадывание загадок, рассказывание стихов, бесе-ды)- способствуют формированию и развитию познавательной сферы, связной речи, внимания, памяти, мышления;
• практические методы – способствуют развитию умения пользоваться ножницами, клеем, кисточкой; работать с бумагой, картоном, тканью, природным и бросовым материалом;
• поддержка ребенка в ситуации неудачи, одобрения поведения, созда-ние ситуации успеха, поощрение.
Реализация программы.
Программа предназначена для детей 5-7 лет, предусматривает 20 занятий по 2-3 занятия в месяц, из них 10 занятий по созданию коллективной работы. Продолжительность занятия – 30 минут.
Структура занятия состоит из четырех частей:
1 часть – сюрпризный момент, появление «Волшебного сундучка», способствует развитию у детей любознательности, активности;
2 часть – пальчиковая игра, которая помогает подготовить мышцы рук детей к работе; 3 часть – основная, включает в себя практическую деятельность;
4 часть – подвижная игра, снижает мышечный тонус и повышает двигательную активность детей. Занятия включают в себя работу с бумагой и картоном, тканью, натуральными и синтетическими волокнистыми материалами, с кожей, с пластмассами, природным материалом.
Методическое обеспечение программы.
Инструменты и оборудование:
• ножницы
• клей
• кисточки для клея
• салфетки
• иголки
• дощечки для лепки
• пластилин
• цветная и писчая бумага
• цветной картон
• изделия из картона (коробки, упаковки, стаканчики и др.)
• природный материал (шишки, веточки деревьев, ракушки, мох)
• крупы
• изделия из пластмасса
• волокнистые материалы (вата, пряжа, синтепон, нитки)
• разные виды ткани
Примерный план анализа свойств изучаемого материала:
• Происхождение или получение.
• Строение материала.
• Структурно-размерные физические показатели (толщина, структура, прочность, жесткость).
• Способность к изменениям при нагрузке и восстановлению первона-чальной формы (упругость, гибкость).
• Оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость).
• Химические свойства (обработка, окраска).
При внесении элемента художественного конструирования необходимо учитывать следующие факторы:
• соответствие выбора материала его возможностям
• соответствие формы изделия его назначению
• пропорциональность и соразмерность частей
• красота и выразительность
• общее композиционное решение
Основные правила работы:
• Всегда работайте с хорошим настроением, и ваши работы будут приносить радость не только вам, но и всем, кто их увидит.
• Работать нужно за столом, который хорошо освещен.
• Чтобы не испачкать одежду, надевайте фартук.
• Изделие получится аккуратным, если работать чистыми руками.
• Необходимые инструменты хранятся в специально отведенном месте.
• Перед началом работы нужно проверить наличие и исправность инструментов.
• Неисправными инструментами работать нельзя!
• Работая с клюще-режущими предметами (ножницы, иголки, будьте особенно осторожны! Нельзя во время работы этими инструментами размахивать руками.
• По окончании работы рабочее место необходимо привести в порядок.
Результативность программы.
• Повышены адаптационные возможности ребенка к окружающей среде.
• Сформирован позитивный фон настроения у детей.
• Сформированы коммуникативные навыки.
• Развиты творческие способности у детей, умение свободно ориентироваться в окружающем мире.
• Сформирована мелкая моторика рук.
• Сформированы умения и навыки работы с различными инструментами (ножницы, клей, скотч, кисточки) и материалами (бумага, картон, природный и бросовый материал, ткань, волокнистые материалы).
• Развиты представления о свойствах и качествах используемых в работе материалов.
• Воспитана аккуратность, самостоятельность, умение соблюдать технику безопасности.
Тематический план.
Сентябрь
1. «Осенний лес» коллективная работа – бумага, природный материал
2. «Мухомор» игольница – поролон, пластмасс
Октябрь
1. «Гадкий утенок» коллективная работа - синтепон
2. «Дружная семейка» природный материал: шишки
Ноябрь
1.«Осьминожек» коллективная работа - бумага, картон
2. «Длинное ухо, короткий хвост» - вата
Декабрь
1. «Елка» коллективная работа – бумага, фотографии детей
2. «Приглашаем всех на праздник» - елочные игрушки, бумага
3. «Приглашаем всех на праздник» - 2-е занятие
Январь
1. «Мартенички» - кук-лы из ниток
2. «Паровозик из Ромашково» коллективная работа – пришивание пуговиц, пуговицы, ткань, картон
3. «Паровозик из Ро-машково» - 2-е занятие
Февраль
1. «Рамка для фото» коллективная работа - картон, макароны
2. «Матрос» бросовый материал (баночки жестяные, бумага, картон, тесьма
Март
1. «Поздравительная открытка» - бумага, картон, тесьма, вата
2. «Сказочный дворец коллективная работа – бросовый материал (пустые коробочки, пластиковые бутылки, бумага, картон.
Апрель
1. «Пасхальное яйцо» нетрадиционные материалы (скорлупа яиц, ткань, бисер, тесьма
2. «Корзиночка» - ткань, картон, тесьма
Май
1. «Таинственный остров» коллективная работа - бумага, картон, кожа, крупы, ракушки, синтепон, поролон
2. «Цветы» - бросовый материал (киндер, мягкий пластмасс
Используемая литература.
1. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду» - Москва, Сфера, 2005 г.
2. Васильева - Гангнус Л. «Уроки занимательного труда» - Москва, Педагогика, 1987 г.
3. Васильева М. А. «Комплексная диагностика уровней освоения про-граммы» - Волгоград, Учитель, 2012 г.
4. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» - Москва, Просвещение, 1990 г.
5. Левина М. «365 веселых уроков труда» - Москва, Рольф, 1999 г.
6. Лыкова И. А. «Куколки из сундучка» - Кострома, Цветной мир, 2012 г.
7. Нагибина М. И. «Чудеса для детей из ненужных вещей» - Ярославль, Академия развития, 19887 г.
8. Неретина Т. Г. «Система работы со старшими дошкольниками с за-держкой психического развития в условиях дошкольного образова-тельного учреждения» - Москва, Баласс, 2004 г.
9. Савушкина А. Г. «развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнасти-ка)» - Волгоград, Корифей, 2009 г.
10. Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам» - Москва, Мир книги,2005 г.
11. Ткаченко И. В., Богачкина Н. А. «Играю – значит интересно живу» - Москва, Дрофа, 2008 г.
12. Ульева Е. А. «Раскрашивание, лепка, аппликация» - Москва, Вако, 2013г.
13. Федорова В. «Поделки своими руками» - Москва, Мой мир, 2008 г.
14. Шипицына Л. М. «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» - Санкт-Петербург, Просвещение, 2006 г.