Филиппова Олеся
Пояснительная записка к методическому семинару «Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке и т. д., зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Публикация «Пояснительная записка к методическому семинару „Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры
• Обогащение активного словаря
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.
Одним из способов поддержки детской инициативы является создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. В нашей группе, с целью поддержки инициативы детей в речевом развитии, мы создали следующиеусловия:
- разнообразный дидактический материал для речевого развития, картины (предметные, сюжетные, серии картин, раскраски, детские рисунки;
-альбом с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей, фотографии членов их семьи;
-книжный уголок - с подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы.
Материал для книжного уголка подбираем в соответствии с темой по комплексно-тематическому плану. Например, тема «Семья» - художественную литературу выбираем конкретно к этой теме, а не выставляем всю имеющуюся литературу. При создании условий мы также учитываем принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных операций. Для этого в группе воспитанникам предоставлены материалы по сенсорному развитию : пирамидки разной величины, коробочки-вкладыши, «логический куб», геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук; шнуровки, игры с прищепками, настольно-печатные игры, мозаика крупная, мелкая, логические блоки Дьенеша, лото, домино.
Перечень материалов данного центра дополняет, изготовленная педагогом «Книжка-малышка»- нетрадиционное пособие с множеством упражнений для развития мелкой моторики рук, ассоциативного мышления, цветового восприятия.
«Геометрический планшет», изготовленный педагогом совместно с родителями можно использовать на занятиях по математике, рисованию, конструированию, развитию речи и т. д.
Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь. Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Педагог должен развивать активный и пассивный словарь детей, постоянно обогащать их словарный запас, поощрять к использованию новых слов, ежедневно использовать в работе с детьми дидактические речевые игры, отгадывание загадок, применять пословицы и поговорки, образные выражения. В качестве одной из добрых традиций практикуем ежедневное чтение детям. Время для чтения выбираем дневное, когда в группе много детей. Для того, чтобы как можно больше детей участвовали в обсуждение прочитанного, высказывали свои впечатления. Поощряем стремление ребенка делать собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, относиться к таким попыткам внимательно с уважением, поддерживать стремление ребенка рассказывать о личном опыте, опираясь на фотографии из семейного альбома, делиться своими впечатлениями.
Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.
Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Активное речевое взаимодействие воспитателя и детей возможно при правильной организации детей. Можно применять различные виды занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). В нашей практике организация работы детей в минигруппах, когда 3-4 ребенка выполняют одно общее задание, дает возможность слушать друг друга, рассказывать по очереди.
Речевая активность важна не только на занятиях по речевому развитию, но и в художественно- эстетическом развитии. Предоставляется возможность рассказать о нарисованном изображении, о воплощении замысла. Художественно-творческие способности воспитанники развивают в творческих мастерских, где предоставлен материал на выбор:
-краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага: разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; раскраски, наличие места на стене для творчества детей (доска для рисования мелом, восковыми мелками); поролоновые губки-штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; иллюстрации сказок, репродукции, предметы росписи народных промыслов, цветные мелки для рисования на асфальте. Принадлежности для нетрадиционного рисования: «тычки» для рисования, печати, штампы.
Одним из главных направлений по развитию у дошкольников художественно- творческих, познавательно- речевых способностей является применение технологий нетрадиционного рисования. Наиболее распространен в нашей работе пальчиковый метод, рисование ладошками, в процессе которого происходит развитие мелкой моторики рук. Нетрадиционное рисование дает возможность ребенку создать свой рисунок и рассказать о своем замысле.
Средством для развития речи также являются многочисленные виды театров: пальчиковый театр, театр би-ба-бо, настольный театр.
Для развития речи в театрализованной деятельности в нашей группе создан уголок, где расположены театр игрушек, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, сарафаны, платочки, шапочки) и т. д. Ширма для театрализованной деятельности изготовлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта к созданию развивающей предметно-пространственной среды. Она удобна в передвижении (на колесиках, имеется перекладина для выбора высоты по росту детей, ширму можно применить для выставки художественных работ воспитанников, а также ширму с окошком и занавесками можно использовать для уголка уединения или сюжетно-ролевых игр.
Наши воспитанники после плодотворных занятий, интересных игр, располагаются на ковре на индивидуальных подушках и под музыкальное сопровождение расслабляются и отдыхают.
Мы считаем, что все перечисленные выше способы поддержки детской инициативы в речевом развитии : создание условий, правильная позиция педагога, а также разнообразные формы организации детской деятельности и сотрудничество с родителями дают положительные результаты.