Гульнур Калимуллина
Пояснительная записка к методическому семинару «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего,
Мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. А. Сухомлинский
Воспитание экологической культуры — долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания ко всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющее экологической культур, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка. Дети старшего возраста любознательны и активны, готовы к сотрудничеству со мной, хорошо воспринимают мою речь, если она, конечно, опирается на их опыт и знакомые образы. Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе, как части природы. Поэтому, процесс развития экологической культуры должен включать разные виды совместной деятельности воспитателя с детьми, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Я сама должна быть носителем экологической культуры, должна обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами.
Публикация «Пояснительная записка к методическому семинару „Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для достижения поставленных целей я использую в своей работе программы Николаевой С. Н. «Юный эколог», Рыжовой Н. А. «Наш дом-природа».
Воспитывая экологическую культуру у детей старшей группы № 4, я применяю наблюдения за растениями на участке детского сада, уход за ними, а так же ООД, экологические досуги, развлечения и игры. Организовываю игровые обучающие ситуации, разыгрываю литературные сюжеты с помощью кукол и других игрушек. Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Уточняю форму, цвет, размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Учу сравнивать, подбирать эпитеты, синонимы. В работе с детьми старшей группы я предусматриваю разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование). Важная роль принадлежит рассказам, составленным самими детьми. Начиная прививать детям экологическое воспитание, я начала с доброжелательной беседы о прошедшем лете, о наблюдениях в природе. Начала наблюдение за цветущими травянистыми растениями участка, клумбы, огорода. Уточняла, что кроме деревьев и кустарников на участке растут красивые цветы. Уточняла названия цветов, отмечала внешний вид (строение, высота стебля, окраска, форма лепестков). После наблюдения предлагала игры «Живая природа», «Что за дерево такое?», «Живая клумба цветов» и т. д. В повседневной жизни уточняла представления детей об овощах и фруктах. Рассматривали овощи при уборке урожая на огороде. Определяли, где ботва, а где корнеплод, где «вершки», а где «корешки». За обедом обсуждали, из каких овощей и фруктов приготовлены суп, салат, компот, какие они по вкусу, цвету, форме, твердости. Проводила работу по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе. Ежедневно вместе с детьми наблюдали за состоянием погоды и отмечали в календаре погоды ее особенности. Привлекала детей к систематической деятельности по уходу за растениями уголка природы. У детей появилось желание заботиться о растениях, выработались навыки по уходу за ними. Осенью на прогулке собирали вместе с детьми опавшие листья и засушивали вместе с детьми панно. Дети оказывали посильную помощь. В свободное время проводил дидактические игры: «Вершки и корешки», «Что растет в лесу?», «Чудесное лукошко», «С какого дерева лист?» и т. д. На ООД я дала первоначальные знания о лесе, о деревьях, кустарниках. Знакомила с произведениями искусства - картинами и репродукциями на тему леса. Проводила экскурсии и прогулки в парк. Ребята не только внимательно слушали, но и задавали много вопросов, вспоминали загадки о лесе, читали стихи Пушкина, Высотской, Токмаковой. Дети научились определять знакомые деревья по характерным признакам { по белому стволу, по оставшимся ягодам, по иголкам, по опавшим листьям). Перед Новым годом уточнили представление о том, какое строение у ели. Загадали загадку о ней, прочли стихотворения. Сравнили ель живую и искусственную, показали главные различия, сделали вывод, что лучше использовать ель искусственную, а живая пусть растет в лесу. На ООД уточняла представление о домашних птицах: как выглядят, передвигаются, «разговаривают», питаются, какую пользу приносят, чем отличаются взрослые птицы от их детенышей — птенцов. Ежедневно подкармливали птиц, учили замечать характерные особенности птиц (величина, окраска, цвет оперенья на разных участках тела). Выучили стихотворение В. Звягиной «Воробышки». Учила различать звуки, которые издают разные птицы, определяли птиц по следам, разгадывали следы на снегу. Наблюдали за животными, беседовали о муравьях, идя по тропинке, старались быть внимательными, чтоб не наступить на насекомых. Ребята знают, что насекомые приносят пользу, а муравьи — санитары леса.
Анализируя проводимую свою работу, вскрывая причину некоторых неудач, я поняла: многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают ребенку. В связи с этим я тщательно продумала работу с родителями. Формы ее - разнообразные: трудовой десант, экологические акции, круглые столы, экологические конкурсы, развлечения, выставки, информационные стенды, родительские собрания. Я познакомила родителей с передовым опытом семейного воспитания на собраниях, с помощью стендов, папок-передвижек. Проявляя заботу о птицах, вместе с родителями сделали кормушки для птиц, скворечники. Конечно, мое начинание еще далеко от завершения. Но я вижу, что результаты уже есть. Дети более осознанно стали относиться к окружающей среде. Наряду с традиционными формами работы я решила ввести новое: использование в работе мнемотаблиц, презентаций. Большой интерес вызвал у детей рассказ о Красной книге и рассматривание альбома животных и растений, подлежащих охране.
Работу с педагогами я провожу в форме тематических встреч «Мусор Земле не к лицу», практических семинаров «Ландшафт территории детского сада», тренингов «Природа и мы».
Для человека земля, на которой он живет, самое дорогое в его жизни. Мать-земля является источником всего живого, дает силу и могущество. В России есть район со сказочно богатыми и плодородными почвами — это наш Учалинский район.
Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу – формирование экологически ориентированное сознание, по существу – новое видение мира.