Екатерина Симоненко
Способы педагогической поддержки воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Способы педагогической поддержки воспитанников используются педагогами, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
I. Способы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
Публикация «Способы педагогической поддержки воспитанников» размещена в разделах
II. Способы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
• способ радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
• способ “увлечения весельем” - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
• способ поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения;
• способ самонаблюдения за своими эмоциями, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство.
III. Способы поддержки физического здоровья ребенка:
• метод “оптимального режима жизни”;
• метод “постепенности” - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
• метод физических упражнений и занятия спортом;
• метод рекреации - обеспечение спокойного отдыха организма;
• метод массажа и самомассажа - физического оздоровления путем растирания участков тела.
IV. Способы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
• метод “угашения отрицательных переживаний” - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
• метод “устранения плохих привычек”;
• метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
• метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
V. Способы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
1. Способы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
• метод “увлечения добрым делом”;
• метод “увлечения героическим” - увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
• метод традиции - творческое использование положительного опыта;
• метод “увлечения красивым” - возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, беречь ее;
• метод “увлечения загадочным” - возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
• метод личного примера - способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
2. Способы укрепления чувства ответственности:
• метод доверия - развивается вера в свои силы;
• метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
• метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
• метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
• метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения
3. Способы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
• метод напоминания;
• метод “сомнения” - этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
• метод “достижения согласия с самим собой” - метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
• метод “достижения гармонии с окружающим” - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.
VI. Способы педагогической поддержки развития способностей.
1. Способы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
• метод наблюдения;
• метод коллективного анализа деятельности, размышления;
• метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
• метод тестирования и анкетирования.
2. Способы поддержки развития интеллектуальных способностей :
• метод “мозгового штурма” - при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
• метод “сократовской беседы” - развитие диалогического мышления, творческих способностей;
• метод синектики - смещение на уровень подсознательной активности, направлен развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;