Лариса Машкова
Пояснительная записка к индивидуальной программе для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно- образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности.
Данная программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса для ребенка с нарушением интеллекта и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания и обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности данного ребенка посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Темочки:
При воспитании и обучении ребенка с нарушениями интеллекта существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность.
Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации своего права на наследование общественно-исторического опыта.
Поэтому разработка индивидуальной коррекционной программы, учитывающей специфику психического развития и особые образовательные потребности ребенка нашего учреждения, является актуальной.
Дошкольное учреждение реализует примерную образовательную программу «Детство» (Т. И. Бабаева, Е. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, но данная индивидуальная программа рассчитана на ребенка с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста и составлена с опорой на «Программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта» (Екжанова Е. А., Стребелева Е. А.). Данная индивидуальная программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей :
-физическое развитие;
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
В соответствии с представленной индивидуальной программой коррекционная работа с ребёнком, имеющего нарушение интеллекта, направлена на решение таких целей:
1) обеспечение коррекции нарушений развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказание ему квалифицированной помощи в освоении программы;
2) освоение ребенком с ограниченными возможностями здоровья программы, его разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения ребенка с интеллектуальными нарушениями в период подготовки его к школе ставятся следующие конкретные задачи:
-сенсорное развитие, соответствующее возрасту (освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков);
- накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, материалов;
-освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
-освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;
-накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
-уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
-формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
-развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
-формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры, а также элементов учебной деятельности.
Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:
-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);
-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.
Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса
Основные принципы коррекционно-развивающей работы:
• принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
• принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
• принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
• принцип соблюдения интересов ребё нка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
• принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
• принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
• принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
1. Диагностическая работа, которая включает:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы;
• проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с
ограниченными возможностями здоровья;
• системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).
2. Коррекционно-развивающая работа, которая включает:
• реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;
• выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
• организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-
развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
• формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
• развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
Консультативная работа, которая предполагает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа, которая предусматривает:
• информационную поддержку образовательной деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями, его родителей (законных представителей, педагогических работников;
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса (родителям (законным представителям, педагогическим работникам) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М. : Просвещение, 2011.
2. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. - М. : Дрофа-Плюс, 2010. — 207 с.
3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2003
4. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет. - СПб. : «Детство-Пресс», 2010.
5. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. - М. : Академия, 2003.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155).