Ирина Хиценко
Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, а следовательно, педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Публикация «Консультация „Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появились стандарты, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно — предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ, которую мы должны создавать и оснащать.
На современном этапе модернизации дошкольного образования одним из приоритетных направлений является организация развивающей предметно- пространственной среды для детей – это ответственный и трудоемкий участок деятельности педагога.
Основными нормативными документами при создании РППС являются: ФГОС ДО, СанПиН и Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений.
В ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ, которые включают требования к развивающей предметно-пространственной среде. Все вы знаете, что согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной: Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей; трансформируемой пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональной возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, вариативной и доступной свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; и безопасной: Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Социально-коммуникативное развитие : Центр ППД, Центр пожарной безопасности, Центр труда, уголок дежурств, Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)
Познавательное развитие : Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения, Центр сенсорного развития, Центр конструктивной деятельности, Центр математического развития, Центр экспериментирования
Речевое развитие : Центр «Будем говорить правильно», Центр «Здравствуй, книжка!»
Художественно-эстетическое развитие : Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки», Центр музыкально-театрализованной деятельности
Физическое развитие : -Центр сохранения здоровья, Спортивный уголок «Будь здоров!»
ДОУ получают РППС, обладающую следующими качествами:
• Психологическая, физическая и функциональная безопасность;
• Правильная возрастная адресация;
• Возможность многоцелевого использования (в том числе и для детей с ОВЗ);
• Функциональная (игровая) привлекательность;
• Возможность организации коллективной
деятельности;
• Дидактическая ценность;
• Развивающие возможности;
• Эстетическая ценность;
• Методическая обеспеченность;
• Долговечность.
Сложности создания современной среды :
Первая сложность заключается в том, что детские сады типовой постройки не позволяют создать предметно развивающую среду в соответствии с современными требованиями. Площадь групповой комнаты не позволяет оборудовать её тем многообразием игрового и дидактического материала, который соответствует современным требованиям.
Путь решения: использование многофункциональной,трансформируемой мебели
Вторая сложность заключается в неготовности педагогических кадров к работе в новых условиях, при которых ответственность по принятию решений по организации пространства в большей степени ложится на самого педагога.
Путь решения: При освоении новых подходов к организации развивающей среды и в частности планировки группового пространства педагогам обязательно нужно понять смысл перемен. Им нужно понять, как организовать среду, её цели, функции и принципы построения, зачем пространство разделяется на Центры активности и т. д.
Третья сложность: для создания РППС в ДОУ потребуются дополнительные затраты.
Пути решения: возможное привлечение средств из внебюджетных источников (грантов, средств депутатов, добровольных пожертвований и пр.) и самостоятельное изготовление пособий.
Большой вклад в создание развивающей среды вносит проектная деятельность. Сегодня вы сможете посмотреть предметно-пространственную среду в группах, созданную педагогами к различным проектам. Для того, чтобы среда выполняла свою основную функцию, а именно была средством стимулирования инициативы и самостоятельности детей необходимо максимально использовать пособия, стимулирующие активность и творчество дошкольников.
На самом деле и здесь нет ничего нового, но действительно – это оборудование наиболее способствует проявлению детьми инициативы.
В нашем детском саду в воспитательно-образовательном процессе реализуется тематическая неделя в средней группе «Я в мире человек». Цель: дать представление о себе как о человеке, расширять представление о здоровом образе жизни (питание, занятия спортом, безопасность, эмоциональное благополучие, формировать представление о родственных связях. Вот как организуется предметно-пространственная среда в группе. (см. презентацию)
К примеру, использование в самостоятельной игровой деятельности детей различных макетов, способствует развитию познавательной активности, диалогической и монологической речи, креативного мышления, воображения и т. д. Дети самостоятельно играют, а в ходе игры они взаимодействуют, общаются, познают, применяют полученные знания. Т. е. вот она – полифункциональность, вариативность, поддержка детской инициативы и самостоятельности.
Реализация проекта «Азбука правильного питания» привлекла не только педагогов, но воспитанников и родителей. родителями детей были подготовлены книжки-малышки, газеты и даже альбомы о здоровой и полезной пище. Во время проекта говорили не только о том, как нужно правильно питаться, но и что нужно делать чтобы быть здоровым.
Таким образом, преобразовывая среду в соответствии с ФГОС необходимо обратить внимание на оснащение групп полифункциональной мебелью, пособиями, играми и игрушками, способствующими стимулированию инициативы и самостоятельности детей. Здесь успех, в первую очередь, зависит от компетентности, желания и творчества педагогов.