Папки-передвижки

Проект «Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников»

Нина Михайленко
Проект «Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

Тема. Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников

в познавательной деятельности.

Пояснительная записка

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.

Публикация «Проект „Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников“» размещена в разделах

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Помочь заинтересовать, увлечь ребят математикой может фольклор, как близкий для детей предмет, к тому же у народа существует огромный запас произведений устного народного творчества для детей, который недостаточно используется. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.

Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Фольклорный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память.

Фольклорный материал (считалка или загадка, персонажи сказок или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.

Таким образом, можно предположить, что через использование устного народного творчества, отражаются и развиваются знания и умения, воспитывается интерес к предмету математике.

Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова и др., неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей.

В формировании элементарных математических представлений устное народное творчество используется на уровне отдельных эпизодических занятий, отсутствует системный подход в обучении. Возникает противоречие между существованием богатого фольклорного материала и низким уровнем его применения в познавательной деятельности дошкольника, а именно в математическом развитии.

Поэтому необходимость соединения современных подходов к математической подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной.

Проблема, решаемая при реализации проекта: отсутствие разработанной системы логико-математического и речевого развития детей, основанной на принципе интеграции данных образовательных областей и единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.

Контингент участников проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: разработка системного подхода, основанного на интеграции математики и фольклора для активизации познавательно-творческой деятельности старших дошкольников.

Задачи:

изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей с использованием устного народного творчества;

разработать систему обучения с использованием элементов малых жанров народного фольклора, которая будет способствовать повышению уровня математических представлений у детей;

выявить уровень влияния проделанной работы на формирование элементарных математических представлений у дошкольников;

способствовать развитию у детей высокой познавательной мотивации;

формировать готовность детей к обучению в школе;

способствовать формированию психических процессов;

воспитывать любознательность, умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и творчески способы решения ситуаций.

Содержание проекта

(краткое изложение основных этапов проекта)

1 этап.

Цель: изучение и анализ существующих способов использования фольклора в математике.

№ п/п Содержание работы Сроки реализации

1 Изучение научной методической литературы по теме проекта Июнь-август 2014г.

2 Планирование образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием фольклора,

Разработка серии конспектов и заданий, основанных на интеграции Июнь-август 2014г.

3 Совершенствование предметно-развивающей среды В течение года

4 Педагогическое просвещение родителей В течение года

2 этап.

Цель: организация деятельности детей на основе объединения фольклорного материала и математических заданий.

3 этап.

Цель: активизация самостоятельной творческой деятельности детей, основанной на использовании математики и произведений устного народного творчества.

Пример организации для детей подготовительной к школе группы образовательной ситуации по теме «Математика с шутками и прибаутками»

Программные задачи: повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; измерения сыпучих тел (мука, сахар, закрепить понятие десяток; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3. Создать у детей радостное настроение.

Ход.

Воспитатель зазывает детей:

Собирайся народ!

Вас много интересного ждёт!

Много игр, много шуток

И весёлых прибауток!

(Под фонограмму русской народной мелодии входят в группу дети)

Воспитатель:

Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец,

Не товар продавать,

Себя людям показать.

Да он не один пришёл. Посмотрите, сколько с ним красных девушек и удалых молодцев пришло. А скажите-ка мне, молодцы, сколько с вами красных девушек пришло? (дети считают и дают ответ). А сколько молодцев? (дети считают и отвечают). А сколько всего вас пришло? (Ответ детей)

Ай, да молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста!

Воспитатель:

Посылали молодицу под

Горушку по водицу, (Девочка встаёт, берёт ведро и выходит под слова)

А водица далеко,

А ведёрко велико!.

На встречу ей идёт ещё одна девочка. Между ними происходит разговор:

Ульяна, Ульяна, где ты была?

В новой деревне!

А что видела?

Петушка в сапожках,

Курочку в серёжках,

Селезня в кафтане,

Утку в сарафане.

И корову в юбке,

в тёплом полушубке!

Ребята, давайте поможем Ульяне посчитать, сколько всего зверей она видела.

Дети считают и дают ответ.

Воспитатель:

Ай, дуду, дуду, дуду!

Потерял мужик дуду,

Шарил, шарил – не нашёл

Сам заплакал и пошёл.

Ребята, давайте поможем мужику найти дудку.

Дети проходят к столам и разгадывают лабиринт.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, помогли найти дудку.

Воспитатель: Вспомните пословицы, поговорки, где встречается число 7.

Дети перечисляют.

Семь бед – один ответ.

Семеро одного не ждут.

Лук от семи недуг.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Воспитатель: Молодцы! А вот ещё задание: семь утят плавают в пруду и всё время ссорятся. Нужно провести три прямые линии, чтобы их всех разъединить.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: А сейчас хотите поиграть? Игра называется «Нос».

Дети встают один рядом с другим и считалкой выбирают водящего:

Плыл у берега пескарик

Потерял воздушный шарик.

Помоги его найти –

Сосчитай от 10.

(Счёт от 10 до 0)

Водящему завязывают глаза, он должен отсчитать каждый третий нос у ребёнка. На кого попадёт, тому даётся флажок. После отсчёта воспитатель спрашивает:

— Сколько всего флажков? (Три).

А давайте, ребята, вспомним пословицы, поговорки с этим числом.

Заблудился в трёх соснах;

От горшка три вершка;

Наврал с три короба;

Обещанного три года ждут;

Плакать в три ручья.

— Молодцы, ребятки. А сейчас мы попросим наших молодиц испечь нам пироги к чаю.

Ти-та-та, ти-та-та,

Пожалуйте решета,

Мучки насейте,

Пирожки затейте.

Пирожки-то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

А чтобы испечь вкусные, пышные пироги – надо отмерить столько стаканов муки, сколько кружков на 1-й карточке, и столько стаканов воды, сколько кружков на 2-й карточке. (Две девочки замешивают тесто и «ставят их печься»).

Воспитатель: А пока готовятся пироги, мы с вами поиграем. Посмотрите-ка, какой у меня горох. А кто хочет мой горох похвалить?

Дети говорят скороговорку:

Шли семь стариков,

Говорили старики про горох.

Первый говорит: «Горох хорош!»

Второй говорит: «Горох хорош!»

Третий говорит: «Горох хорош!»

Четвёртый говорит: «Горох хорош!»

Пятый говорит: «Горох хорош!»

Шестой говорит: «Горох хорош!»

Седьмой говорит: «Горох хорош!»

И в самом деле – хорош горох!

Воспитатель:

А вот и пирог поспел.

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

Ульяна, накрывай на стол! Сколько гостей, столько и чашек поставь.

Сделал дело – гуляй смело;

«Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец

Да он не один пришёл

Девушек красных за собой привел»

Ожидаемые и полученные результаты:

Ожидаемый результат

Полученный результат

Повышение качества математической подготовленности детей

По результатам диагностики уровень освоения программы по математике вырос на 17%

Развитие творческого потенциала и активности ребенка Показ математических сказок для воспитанников детского сада. Повышение интереса к математической деятельности и использованию фольклора

Развитие у ребенка интереса к математике Использование математических игр в самостоятельно организованной деятельности детей

Таким образом, полученные результаты проекта подтверждают эффективность предложенной системы интеграции математики и фольклора как условия развития познавательно-творческих и интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности старших дошкольников Современный этап развития теории и практики дошкольного образования ознаменован принятием Федерального государственного образовательного.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

«Матрёшкины посиделки». Праздник для старших дошкольников к 8 Марта на основе фольклора Под русскую народную музыку дети входят в зал, танцуют, останавливаются. Ведущая: У нас сегодня день чудесный, У нас радость до небес.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников Опыт работы предоставляет моя коллега Амелина Е. И. В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга.

Предметно-пространственная развивающая среда как условие формирования познавательной инициативы старших дошкольников Предметно-пространственная развивающая среда как условие формирования познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста. Детский.

Педагогический проект «Использование техники квиллинг для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников» Педагогический проект «Использование техники квиллинг для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников» Представление, что при любом.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,.

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей» Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Создание условий в группе для поддержки инициативы и самостоятельности детей в изодеятельности. Слайд 1-тема… Слайд 2 текст из ФГОС о развитии инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.

Способы поддержки детской инициативы (применение современных образовательных технологий) В данный момент основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель - «Я сам учусь, а не меня учат», следовательно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников»
Опубликовано: 16 октября 2015 в 15:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Михайленко (УИ 364436) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД