Шляндина Маргарита
Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте в возрастной группе 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В этом возрасте начинаем формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
Дид. игра «Часики»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Послушайте, как тикают часики: «Тик-так, тик-так», как бьют часики: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «чик-чик…»!.
- Давайте заведем большие часы (дети повторяют нужное звукосочетание 3 раза); идут наши часики и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
- Теперь заведем маленькие часики, они идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют звук часов).
Дид. игра «Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Говорим ребятам, что они будут медвежатами, а они обожают мед. Предлагаем поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети должны высунуть язык и, не дотрагиваясь до ладошки, изображают, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)
Повторить 3-4 раза.
затем взрослый говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губку (показ, нижнюю губку (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
Дид. игра «Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Делим детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорим: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети изображают, что плавают, и громко квакают).
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и сели на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дид. игра «Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крылышками. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется поесть вкусных крошек. (добиваемся, чтобы дети шире открывали рот). Повторить 2-3 раза.
Дид. упр. «У врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубки (воспитатель с куклой быстро обходит детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
Возраст 4 – 5. В разделе Подготовка детей к обучению грамоте:
продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
Д/ИГРА «СЛОВО ИЛИ ЗВУК»
Цель: систематизировать знания о понятиях «слово, звук».
Ход: Воспитатель произносит – «дерево, м, небо…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.
Д/ИГРА «СКОЛЬКО СЛОВ УСЛЫШАЛ?»
Цель: развивать слуховое восприятие, память.
Ход: Воспитатель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили.
Д/ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖЕЕ СЛОВО»
Цель: упражнять в подборе созвучных слов, рифм.
Ход: Воспитатель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям: «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову (книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.).
Д/ИГРА «КТО УШЁЛ ВПЕРЁД»
Цель: упражнять в дифференциации длинных и коротких слов.
Ход: Дети произносят слова по порядку и шагают вперёд. Кто ушёл дальше, у того самое длинное слово.
Д/ИГРА «ЗВУКОВОЕ ЛОТО»
Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.
Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком.? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.
Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.
Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц
по образцу ведущего.
Возраст 5-6 лет. Подготовка детей к обучению грамоте:
формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
«КАКОЙ ЗВУК ПРОПУЩЕН?»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения определять первый звук в слове.
Ход:педагог произносит несколько предложений (5-7, в каждом из которых пропущен первый звук какого-нибудь слова, а дети определяют, какого звука не хватает. Например: «На лугу растут …омашки» (ромашки); «В космос полетел …осмонавт (космонавт); «Дети ели вкусное …ороженое (мороженое).
«ЗВУКОВЫЕ ЧАСЫ»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью слов (короткие, длинные, учить определять место звука в слове.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами. Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют протяженность слов. Воспитатель предлагает показать на «звуковых часах» слова, в которых ударение падает на тот или иной слог. Воспитатель вращает стрелку, а дети говорят на каком на мессе тот или иной звук (мягкий/твердый)
«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ МЯЧИКИ»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Развитие представлений о твёрдых и мягких согласных звуках. Развитие умения подбирать слова на заданный звук.
Ход:воспитатель предлагает детям «накачать» большим насосом большой мяч. Дети подражают педагогу и «накачивают» большой мяч, произнося: «С-с-с». Затем воспитатель говорит, что есть ещё маленький мяч, и его надо «накачать» маленьким насосом (сь–сь–сь). Игра повторяется несколько раз.
Когда воспитатель говорит: «Большой мяч», дети произносят: «С-с-с», а когда он говорит «Маленький мяч», - ребята произносят: «Сь-сь-сь».
Педагог обращает внимание детей на то, что звуки с и сь похожи, но между ними есть и отличие. Звук с звучит твёрдо - это «старший братец», а звук сьпроизносится нежно, мягко, это – «младший братец». В качестве реальных образов старшего и младшего братцев можно использовать фигурки человечков синего «старший братец», и зелёного цвета «младший братец».
«ДВА ДОМИКА»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель:учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Способствовать автоматизации и дифференциации звуков. Развивать фонематический слух.
Ход: Пособие состоит из двух домиков (красного и синего цвета) и дорожки между ними. В красном домике «живут» гласные звуки и буквы, в синем – согласные. Карточки с буквами или предметными картинками вставляются в прозрачные кармашки – «окна». На дорожке буквы могут «встречаться» и образовывать слоги и слова. Для «заселения» домиков можно использовать буквы, предметные картинки. Знакомство с буквами, различение гласных и согласных. Знакомим детей с новым звуком, определяем его характеристики, затем знакомим с буквой, которая обозначает данный звук. Вставляем карточку с буквой в окошко домика (гласную – в красный, согласную в синий домик). На каждом следующем занятии в домик поселяется новая буква и к концу учебного года все окошечки окажутся заняты.
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход:Дети хлопают в ладоши, если в данных словах слышат заданный звук.
«ЗАКОНЧИ СЛОВО»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).
Возраст 6-7 лет. Подготовка детей к обучению грамоте:
Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.
«СПЛЕТЕМ ВЕНОК ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
«КТО ЗАПОМНИТ БОЛЬШЕ СЛОВ СО ЗВУКОМ С»
Читать 2 раза. Первый раз – для осмысления текста; второй – для запоминания слов с заданным звуком.
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усталый сам, спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес.
Смолкли скрипы, песни, смех.
Сон в страну свою унес всех.
«НАЙДИ ОБЩИЙ ЗВУК»
Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развиватьфонематический слух, развивать логическое мышление.
Ход:Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, испрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?»
Чайник, очки, ключи (Ч).
Жаба, лыжи, жук (Ж).
Липа, лес, соль (ЛЬ).
Репа, букварь, крепость (РЬ).
Зима, обезьяна, зеркало (ЗЬ).
Стул, лодка, лампа (Л).
Воробей, павлин, иволга (В).
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ»
Цель. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.
Педагог читает рифмованную фразу и предлагает детям узнать, какой звук «заблудился».
Цель. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.
Ход. Педагог читает рифмованную фразу и предлагает детям узнать, какой звук «заблудился», в каком слове допущена ошибка.
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.
Дети определяют, что в слове лев заблудился звук С. Вместо слова «лев» надо сказать лес.
«ЛЮБОПЫТНЫЙ»
Цель: Формировать умение детей отвечать на вопросы только словами с заданным звуком.
Ход:На любой вопрос взрослого ребенок может называть только те слова, которые начинаются со звука Б.
- Где был? – На балконе.
- Кого видел? – Бульдога.
- Куда собираешься? – В булочную.
- Что будешь покупать? – Баранки.
- Куда поедешь? – В Бразилию.
- Что на тебе надето? – Блуза.
- Кем работаешь? – Бухгалтером и т. д.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВУКОЕДИК»
Цель: Формировать умение детей определять пропавший звук в слове (первый или последний).
Ход:У Звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.
Взрослый ходит с куклой в руках по комнате и говорит:
- …иван, …каф, …тули т. д. Что хотела сказать кукла?
Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: «Сто, сту, тарелк… и т. д.»
ВАРИАНТ ЭТОЙ ИГРЫ:
«ИСТОРИИ ПРО ЗВУКОЕДИКА»
Цель: Формировать умение детей определять пропавший звук в слове (первый или последний).
Ход:Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый (или последний) звук в названиях фруктов: …руша, …ерсики т. п.
Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк, сосн… .
Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. До тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звук в словах.