Анна Кузнецова
Подготовка детей к школе по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
На основе системы увлекательных игр и упражнений для детей (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, счетными палочками, способствовать успешной подго-товке детей к школе.
Задачи
Образовательные:
формирование запаса знаний, умений и навыков;
формирование умения планировать свою работу и осуществлять самоконтроль и само-оценку.
Развивающие:
овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстраги-рование);
формирование умения понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
Публикация «Подготовка детей к школе по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Воспитательные:
развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
овладение навыками речевого общения;
дать детям почувствовать радость от осознания собственных сил и успехов.
Формы организации занятий
На занятиях широко используется проблемно-поисковый метод («У кого правильный ответ?», «Напиши нужный знак, цифру» и т. д., загадки, стихи, игровые упражнения с забав-ными зверюшками, которые помогают детям усваивать математические понятия; обучающие игры.
Структура и продолжительность занятий
1. Индивидуальная работа.
2. Занятие.
№ п/п Структура Старшая груп-па Подготови-тельная группа
1 Организационный момент 30 секунд 30 секунд
2 Повторение пройденного материала 3 минуты 4 минуты
3 Знакомство с новым материалом (открытие ново-го, постановка проблемы) 4 минуты 7 минут
4 Физкультурная минутка 1 минута 1 минута
5 Закрепление нового (игровые упражнения) 5 минут 5 минут
6 Самостоятельная работа в тетрадях, занима-тельные упражнения на развитие логического мышления
5 минут
7 минут
7 Самоконтроль и самооценка 1 минута 1 минута
8 Подведение итогов 30 секунд 30 секунд
ИТОГО: 20 минут 25 минут
Учебный план
Старшая группа.
Название раздела Кол-во часов Основное содержание Знания, умения и навыки к концу года
Количество и счет 8 цифры и числа от 1 до 10 на ос-нове сравнения двух множеств;
счет по образцу и названному числу;
независимость числа от величи-ны, расстояния, пространствен-ного расположения предметов, направления счета;
письмо цифр от 1 до 10;
отгадывание математических за-гадок;
математические знаки «+», «-», «=», «>», «<»;
запись решения задач (загадок) с помощью математических знаков навык счета в пределах 10;
знание цифр и умение соотносить их с количе-ством предметов;
считать предметы в раз-ных направлениях, неза-висимо от расположения;
решать простые ариф-метические задачи в пределах 10, уметь за-писывать решения в ви-де примеров;
количеств. и порядковый счет в пределах 10;
Название раздела Кол-во часов Основное содержание Знания, умения и навыки к концу года
Количество и счет 8 и цифр;
различение количественного по-рядкового счета в пределах 10;
состав чисел от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материа-ле;
неравенства и равенства;
соответствие между количеством предметов и цифрой;
логические задачи на основе зри-тельно воспринимаемой инфор-мации;
стихи, загадки, считалки, посло-вицы, в которых упоминаются числа и др. математические по-нятия (части суток, дни недели, времена года и т. д.). знать состав числа до 10 с опорой на наглядность;
уметь из неравенства делать равенство и наоборот;
уметь решать логиче-ские задачи на основе зрительно воспринимае-мой информации;
подготовиться к усвое-нию чисел второго де-сятка;
умение вести счет в пре-делах 20;
навык сравнения чисел в пределах 10 без нагляд-ности;
умение видеть «сосе-дей» числа в пределах 10.
Геометриче-ские фигуры 8 закрепление знаний о геометри-ческих фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, знакомство с трапецией;
соотносить геометрические фи-гуры с формами окружающих предметов;
преобразование одних фигур в другие (складывание, разреза-ние, выкладывание из палочек);
знакомство с тетрадью в клетку, рисование в тетради в клетку геометрических фигур;
выкладывание из счетных пало-чек геометрических фигур, сим-волические изображения предме-тов из счетных палочек (домик, лодка, елочка). знать уметь преобразовывать одни фигуры в другие;
умение работать в тет-ради в клетку: рисовать геометрические фигуры, символические изобра-жения предметов;
навык работы со счет-ными палочками: выкла-дывать геометрические фигуры и символические изображения предметов;
уметь видеть геометри-ческие фигуры в формах окружающих предметов.
Величина 8 располагать предметы в возрас-тающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответ-ствующие определения («боль-шой», «поменьше», «еще помень- уметь располагать предметы в порядке воз-растания и убывания по ширине, длине, высоте, толщине;
уметь использовать в ре-
Название раздела Кол-во часов Основное содержание Знания, умения и навыки к концу года
Величина ше», «самый маленький»);
«широкий», «уже», «еще поуже», «самый узкий» и т. д. ;
деление предметов на 2, 4 и бо-лее частей, часть – меньше це-лого, целое – больше части;
работа с линейкой – измерять фигуры и другие величины (от-резки, прямые и т. д.) линейкой;
при помощи линейки чертить в тетради отрезки, лучи, прямые геометрические фигуры заданной длины, знакомить с сантиметра-ми. чи слова «узкий», «ши-
рокий», «самый узкий»,
«еще поуже» и т. д. ;
уметь делить предметы на 2, 4, 8 частей, знать, что часть всегда меньше целого, а целое больше части;
уметь измерять линейкой заданные величины;
уметь работать с линей-кой в тетради.
Ориентиров-ка во времени 4 знания о частях суток, временах года;
учить называть по порядку дни недели;
определять, какой день был вче-ра, какой будет завтра;
знакомить с месяцами года;
знакомство с часами, с проме-жутками времени (год, сутки, ча-сы, минуты, секунды). знать части суток и их последовательность;
знать времена года и их последовательность;
знать дни недели и их последовательность;
уметь называть месяца года;
знать о назначении ча-сов;
называть основные про-межутки времени;
уметь определять по ча-сам точное время (1200, 1300 и т. д.).
Ориентиров-ка в про-странстве
(при наличии свободных учебных ча-сов) темы по усмотрению педагога
Итого 36