Ирина Лепская
Картотека по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел: Количество и счет. Средняя группа
Игра «Найди столько же»
Цель: Считать в пределах 5, пользоваться цифрами, сравнивать две группы предметов, устанавливая отношения больше-меньше, поровну; считать и отсчитывать по образцу и названному числу; различать порядковый и количественный счёт.
Оборудование: игрушки: матрешки, зайчики, ёлочки, машинки; числовые карточки.
Публикация «Картотека по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ход игры: В разных концах комнаты расставляются различные группы игрушек (3 матрёшки, 2 зайчика, 4 ёлочки, 5 машинок). Взрослый держит в руках числовые карточки веером, предлагая вытащить ребёнку любую. Ребёнок, вытащив карточку, находит столько же игрушек, сколько кружков изображено на карточке. Игра повторяется 5-6 раз. Игра может быть усложнена: на карточках вместо кружочков могут быть даны цифры и ребёнок находит игрушки по указанной цифре.
Литература: Т. Е. Ерофеева. Л. Н. Павлова. В. П. Новикова. «Математика для дошкольников»
Раздел: Количество и счёт. Средняя группа.
Игра «Считай – не ошибись!»
Цель: Считать в пределах 5, пользоваться цифрами, сравнивать две группы предметов, устанавливая отношения больше-меньше, поровну; считать и отсчитывать по образцу и названному числу; различать порядковый и количественный счёт.
Оборудование: игрушки: блюдца, мишка, куклы, пирамидка, заготовленные карточки с цифрами в 2х экземплярах.
Ход игры. Взрослый расставляет на столе, на стульчиках различные группы предметов и игрушек, например 2-а блюдца, 1 мишку, 3 шишки, 2 куклы, 1 пирамидку. На отдельном столике раскладываются цифры от одного до трёх (каждая цифра в двух экземплярах). Ребёнку даё тся задания: к каждой группе игрушек поставить нужную цифру и не ошибиться. Сначала расставить цифры может взрослый, затем материал меняется и цифры расставляет ребёнок (т. е. имитируется элемент соревнования, игру проводят на нескольких занятиях, постепенно усложняя. Сначала дают небольшие группы предметов (из 1-3, затем количество предметов и игрушек в группах увеличивается до 4-5, соответственно увеличивается и число групп предметов и игрушек, к которым надо подобрать цифру.
Литература: Т. Е. Ерофеева. Л. Н. Павлова. В. П. Новикова. «Математика для дошкольников»
Раздел: Количество и счёт. Средняя группа.
Игра «Считай – не ошибись!»
Цель: Считать в пределах 5, пользоваться цифрами, сравнивать две группы предметов, устанавливая отношения больше-меньше, поровну; считать и отсчитывать по образцу и названному числу; различать порядковый и количественный счёт.
Оборудование: игрушки: блюдца, мишка, куклы, пирамидка, заготовленные карточки с цифрами в 2х экземплярах.
Ход игры. Взрослый расставляет на столе, на стульчиках различные группы предметов и игрушек, например 2-а блюдца, 1 мишку, 3 шишки, 2 куклы, 1 пирамидку. На отдельном столике раскладываются цифры от одного до трёх (каждая цифра в двух экземплярах). Ребёнку даё тся задания: к каждой группе игрушек поставить нужную цифру и не ошибиться. Сначала расставить цифры может взрослый, затем материал меняется и цифры расставляет ребёнок (т. е. имитируется элемент соревнования, игру проводят на нескольких занятиях, постепенно усложняя. Сначала дают небольшие группы предметов (из 1-3, затем количество предметов и игрушек в группах увеличивается до 4-5, соответственно увеличивается и число групп предметов и игрушек, к которым надо подобрать цифру.
Литература: Т. Е. Ерофеева. Л. Н. Павлова. В. П. Новикова. «Математика для дошкольников»
Раздел: Количество и счёт. Подготовительная группа.
Игра: «Сколько?»
Цель: Считать в пределах 10. Пользоваться цифрами. Упражнять детей в счёте.
Оборудование: Доска. 6-8 карточек с различным количеством предметов.
Ход игры: Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто её отгадает, пересчитывает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие догадавшись, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4. Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, хорошо знает свою кличку, любит играть с мячом, пьёт молоко и живёт с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».
Литература: Т. Е. Ерофеева. Л. Н. Павлова. В. П. Новикова. «Математика для дошкольников»
Раздел: «Количество» (2-ая младшая группа)
Игра «Поезд»
Цель игры: нахождение предметов окружающей обстановки: один и много. Оборудование: игрушки по теме «Зоопарк», «Посуда», «Дом игрушки».
Ход игры: Игра «Поезд» упражняет в нахождении предметов окружающей обстановки: одного и много. В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам «Зоопарк», «Дом посуды», «Дом игрушки». Дети, встав друг за другом, образуют паровоз и вагоны. Поезд готов к отправлению. Воспитатель спрашивает, сколько получилось паровозов, сколько вагонов. Раздается сигнал — и поезд начинает движение. Подъехав к зоопарку, останавливается. Воспитатель спрашивает: «Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?» Дети называют: «Один мишка, один лев, много обезьян». Поезд вновь отправляется в путь. Следующая остановка около «Дома посуды». Дети рассказывают, какая посуда продается, по скольку, каких предметов посуды : «Много тарелок, много чашек, одна кастрюля, один половник, одна ваза, один кувшин, много ложек, много вилок». Третья остановка около «Дома игрушек». Игра продолжается.
Литература: Т. Е. Ерофеева. Л. Н. Павлова. В. П. Новикова. «Математика для дошкольников» Раздел «Количество» (2-ая младшая группа)
Игра «Медведь и пчелы»
Цель игры: Выделение одного предмета, объединение в группу предметов, овладениями понятиями «один и много»
Оборудование: шапочки по количеству детей с изображением пчелок, и одна шапочка с медведем, (место шапочек можно нагрудные картинки).
Ход игры: Дети сидят на стульчиках - пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня – пчелка, Ира — пчелка, Валя — пчелка. Света — пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок»,— отвечают дети. «Сережа будет медведем, говорит воспитатель и спрашивает — Сколько медведей?» — «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели ни полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка - много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь — пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» — «Одна».— «Не поймал медведь пчелок и пошел спать». Игра повторяется несколько раз, воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «один», «много». После игры атрибуты (оборудование) убирают, обращая внимание детей на то, где один предмет, а где – много.
Раздел: Количество и счёт. Подготовительная группа.
Игра: «Что изменилось?», «Исправь ошибку»
Цель: Считать в пределах 10. Пользоваться цифрами. Закреплять умения пересчитывать предметы, обозначить их количество соответствующей цифрой.
Оборудование: Фланелеграф или доска, цифры, несколько групп предметов. Ход игры: Несколько групп предметов размещают на фланелеграфе или доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет цифры местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т. е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют её разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием, то становится ведущим.
Источник: Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. «Математика для дошкольников» Раздел Количество». Младшая группа.
Игра «Скорый поезд».
Цель: закрепление полученных знаний, понятий больше и меньше. Оборудование: стулья, дополнительные атребуты для создания интереса. Ход игры: Из стульев, поставленных в ряд, сооружают поезд. Играющих может быть и столько же, сколько стульев-вагонов, и больше или меньше. Пассажиры ходят по перрону, готовятся к отъезду. Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места. Воспитатель вместе с детьми выясняет, всем ли хватило места, сравнивает, чего больше или меньше: вагонов или пассажиров. Определив, чего больше, меньше, поровну, дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка - пассажиры выходят. Игра начинается вновь. Воспитатель может убирать, добавлять количество вагонов, чтобы каждый раз при сравнении была новая для детей ситуация. В подобных играх лучше, если предметов будет на один больше, чем играющих. Это позволит избежать конфликтных ситуаций и не огорчит детей.
Источник: Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. «Математика для дошкольников»
Игра «Мальчики». Старшая группа.
Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления : «высокий., «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.
Правила игры. Игра делится на две части, узнать, как зовут мальчиков, а затем, узнать, кто где стоит, ответить на вопросы.
Как зовут мальчиков?
В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева – самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша - самый толстый из них а Гриша - самый худой; Коля – самый низкий мальчик: Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?
Кто где стоит?
Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто – правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто – левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?