Мария Исаева
Почему не стоит бояться использовать альтернативную и аугментативную коммуникацию в работе с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших ключевых дефицитов ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС, являются трудности в развитии коммуникации, языка и речи.
Коммуникация – это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя или более индивидуумами. Она может быть вербальной (речь) и невербальной (положение тела, выражение лица, жесты, тембр голоса). Различают два вида коммуникации :
- рецептивная коммуникация – то, что человек понимает/воспринимает;
- экспрессивная коммуникация – то, что человек выражает.
Темочки:
Язык – это знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления.
Речь – это форма общения посредством языковых конструкций.
Некоторые дети с аутизмом начинают говорить рано, но их речь не всегда несет направленный, коммуникативный характер; другие совсем не пользуются вербальной речью.
Современные исследования показывают, что возможность коммуникации (выражение собственных потребностей и отношения к происходящему, совершение выбора и т. д.) является важнейшей потребностью любого человека, вне зависимости от того, может он пользоваться вербальной речью или нет.
Очень важно понять, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно использовать другие методы коммуникации еще до появления речи, а использование языка возможно последует за ними.
Коммуникация возможна в различных формах: при помощи картинок, жестов, написанных слов, высокотехнологичных устройств и т. д.
Альтернативная коммуникация (использование системы коммуникации, заменяющей речь.) необходима людям испытывающим проблемы с вербальной речью (речь отсутствует, затруднена, неразборчива, есть физические ограничения в использовании голоса).
Аугментативная (дополнительная) коммуникация может быть использована наряду с вербальной речью.
Дети с РАС, не владеющие устной речью, часто проявляют самый высокий уровень проблемного поведения, потому что у них нет иного способа выразить свои потребности и чувства. Дети с РАС очень хотят общаться, просто не всегда знают, как это делать. Альтернативная коммуникация может позволить им сообщать о своих желаниях, также ее применение повышает вероятность того, что ребенок начнет использовать устную речь.
Некоторые специалисты с осторожностью относятся к введению альтернативной и аугментативной коммуникации, так как считают что это может негативным образом повлиять на развитие устной речи. Однако сегодня эта точка зрения сильно устарела.
Исследования показывают, что использование альтернативной и аугментативной коммуникации не может навредить или затормозить развитие речи, так как это не замена вербальной речи, а дополнительная поддержка коммуникации. Поскольку, визуальное восприятие обычно является сильной стороной у ребенка с РАС, а на его основе и созданы различные способы обучения коммуникации, языку и речи. Ребенок все равно слышит обращенную к нему речь и начинает понимать ее, что является важным шагом на пути развития коммуникации.
Вербальная речь – это самый простой и быстрый способ передать информацию; она легко вытеснит дополнительную коммуникацию, как только ребенок почувствует, что может с ее помощью получать желаемое, задавать вопросы, комментировать и т. д.