Наталья Колчина
«Почему дует ветер». Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Области: «Коммуникации», «Познание», «Здоровье», «Социум»
Подобласти: «Развитие речи, «Ознакомление с окружающим»
Тема: «Почему дует ветер?»
Задачи:1. Учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами (почему? отчего? когда? сколько? что). Соблюдать интонационную выразительность речи.
Публикация «„Почему дует ветер“, Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
2. Развивать внимание, воображение, умение устанавливать причинно-следственные явления в природе
3. Воспитывать интерес к природе, желание изготовить своими руками поделку и использовать ее на прогулке.
4. Развивать координацию движений.
Наглядный материал: предметные картинки, две свечи, спички, цветная бумага, деревянная палочка, гвоздь и молоточек, музыкальное сопровождение
Ход занятия
- Ребята, я хочу рассказать вам одну историю «Гуляют бабушка с внучкой. Внучка с восторгом смотрит вокруг, прыгает, радуется и задает вопросы :
- Почему деревья большие?
- Откуда приходит дождик?
- Кто рисует радугу на небе
- Почему мячик прыгает?
- Где спят муравьи?
- Почему летом не идет снег?
Бабушка ответила на один вопрос, на другой, третий… а вопросы у внучки не заканчиваются. Тогда бабушка остановилась, рассмеялась и сказала: «Ты у меня не внучка, а Почемучка!»
- Ребята, вам понравилась история? Как вы думаете, почему бабушка назвала внучку почемучкой? От какого слова произошло это название?
- А как вы думаете, хорошо или плохо быть Почемучкой?
- Конечно же! Почемучкой быть очень хорошо : Почемучка все хочет знать, он любопытный, наблюдательный, а еще он умеет задавать много разных вопросов. А вы хотите быть Почемучкой?
- Сначала давайте вспомним все слова, с которых начинаются вопросы (сколько? почему? отчего? зачем? что? где? когда? куда? и т. д.)
- О чем можно задавать вопросы, на какую тему?
(о животных, о птицах, о солнце, об одежде, о временах года, о сказках, о транспорте и т. д.)
Детям предлагается большой выбор разных картинок, они выбирают те, которые им понравятся, рассматривают их и придумывают к ним любой вопрос (коллективная работа – ребенок входит в роль Почемучки, придумывает вопрос, задает всем присутствующим детям, которые стараются ответить на него)
Физминутка
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули -
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем:
Крылья сложили назад.
- Дети, отгадайте загадку:
Неизвестно где живет,
Налетит – деревья гнет,
Засвистит по речке дрожь
Озорник, а не уймешь! (Ветер)
- Летит над землей ветер сильный-пресильный. Видеть - никто не видит, зато чувствует каждый: прохожих в спину толкает, норовит шапку с головы сорвать. Что не попадется ему, над всем потешается.
- Дети, войдите в роль Почемучки и задайте вопросы о ветре!
(почему деревья шевелятся? какой бывает ветер? почему дует ветер)
- Чтобы понять, почему дует ветер, проведем следующий опыт:
В холодную погоду приоткрыть окно на улицу и у верхней и нижней щели держать по зажженной свече. При этом можно наблюдать, что пламя нижней свечи направлено внутрь комнаты, а пламя верхней – наружу. Спросить у детей почему?
Вывод: это происходит потому, что теплый воздух в комнате поднимается всегда вверх и выходит через щель вверху, а холодный воздух тяжелее, он входит в помещение снизу, через какое-то время холодный воздух нагреется, поднимется вверх и станет выходить на улицу через верхнюю щель, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе : нагретый над землей воздух поднимается вверх, вместо него со всех сторон прилетает холодный, летит и наклоняет ветки деревьев, развивает флажки, гонит пыль и поднимает волны на воде.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
- Дети, а как вы думаете, хорошо или плохо, когда дует ветер?
(Хорошо – не так жарко, быстрее сохнет белье, надувается парус у лодки, летит воздушный шар, очищается воздух.
Плохо – сушит землю, зимой выдувает тепло, ломает деревья, разрушает, поднимает сильные волны на воде.)
Игра «Какой бывает ветер»
В игровой форме показать, каким может быть ветер, его силу.
(Игра проводится по правилам «Волшебных превращений». Дети «превращаются» в деревья. Педагог направляет движение их рук, корпуса словесными формулировками)
Легкий ветерок колышет листочки - работают кисти рук и пальцы;
Умеренный ветерок гнет веточки – покачивание корпуса и рук;
Сильный ветерок гнет деревья до земли- наклоны корпуса и взмахи рук.
(движения выполняются под музыку.)
-Дети, а как на прогулке можно определить: дует ветер или нет.
(по верхушкам деревьев, по ленточкам, флажкам, по вертушкам).
Предложить детям материал для изготовления игрушки вертушки
(Определение ветра на прогулке с помощью вертушек)