Татьяна Жданова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Ветер-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Задачи:
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование: ТСО, два больших обруча, соломки-трубочки для рисования; гуашь разных цветов, стаканчики для воды; таз с водой, клеенка, кораблик с парусом; веера.
Музыкальное сопровождение:
Ход занятия
Дети входят в зал
Темочки:
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Ветер. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Давайте познакомимся с вами. Меня зовут Татьяна Геннадьевна. Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом хорошим настроением (дети и воспитатель берутся за руки). Вот мы с вами и одна дружная команда с прекрасным настроением. Молодцы! Присаживайтесь.
Дети присаживаются на стульчики
Я предлагаю вам разгадать ребус.
Дети разгадывают ребус
Воспитатель: Вы молодцы! Я предлагаю поговорить о природном явлении – ветре! А каким бывает ветер?
Ответы детей: Сильный, слабый, холодный, теплый и т. д.
Воспитатель: Мы с вами находимся в помещении. А как нам узнать, есть ли на улице ветер?
Ответы детей: Можно посмотреть в окно на деревья, если веточки гнутся, шевелятся листочки, то значит, на улице есть ветер.
Воспитатель: Давайте подойдем к окну и понаблюдаем за природой.
Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода
А сейчас послушайте старинную сказку. «Встретились прохожему трое. Он поздоровался и пошел дальше. Каждый из троих доказывал, будто прохожий приветствовал только его одного. Спорили, спорили и решили узнать правду у самого повстречавшегося человека. Догнали и спросили его:
- Кому ты, добрый человек, поклон отвесил?
А тот в свою очередь вопрос задал:
- А вы кто такие будете?
- Я – Солнце, - сказал один.
- А я – Мороз, - ответил другой.
Третий назвался Ветром.
- Ветру я поклонился, - сказал, немного подумав, прохожий.
- Ах, так, - возмутилось Солнце, - сожгу твою ниву, с голода помрешь!
- Я превращу тебя в ледяную сосульку! – пригрозил Мороз.
Тогда Ветер и говорит :
- Не бойся, иди с миром. Налетит жара – подую прохладой, воды принесу, не сгорят твои посевы. А в лютую стужу – теплом дохну, отогрею!
Глубокая народная мудрость заключена в этой сказке: и впрямь, бывает, что ветер сильнее и солнца и мороза. Каждый день мы слышим, как говорит движущийся воздух – ветер, но никогда не видим его, ибо это – Великий невидимка. Без него, невидимки, мы не можем жить, растения и животные – тоже. Воздух нужен всему живому, так же как свет и вода. Великий Невидимка находится в вечном движении. Нет такого места на земном шаре – на суше или на море, - которого не посещал бы он в бесконечных своих странствиях. И никто не может помешать ему свободно гулять по свету. Ветер имеет большое значение в природе и в жизни человека.
1. Ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью) слайд.
2. Очищает воздух (уносит с нашей планеты отработанные автомобильные газы, дым от заводов) слайд.
3. Вырабатывает электроэнергию (с давних пор люди строили ветряные мельницы. Полярники, например, используют ветряные двигатели для получения тепла и света) слайд.
4. Переносит на большое расстояние семена растений.
5. Помогает движению или затрудняет его (Тот, кто летал на самолете, замечал, что из точки А в точку В мы прилетаем, к примеру, за 1 час, а обратно за 1 час 20 минут. Ветер бывает попутный и встречный. Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер. Стали ловить его широкими полотнищами – парусами, постепенно научились строить корабли-парусники. слайд
7. Велико эстетическое значение ветра (ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий, летний ветерок – одно удовольствие) слайд.
Воспитатель: Итак, дети, мы выяснили, что ветер – это движение воздуха. А как вы считаете, можно ли создать «искусственный ветер»?
Ответы детей:
Воспитатель: А давайте попробуем создать «искусственный ветер» самостоятельно. Для этого я предлагаю использовать веер.
Раздает веера
Воспитатель: Давайте откроем веера и с их помощью попробуем создать «искусственный» ветер. У вас получилось?
Ответы детей:
Воспитатель: Дети, а что умеет делать ветер?
Ответы детей: гудеть в трубе, свистеть, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде
Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер – и хороших и плохих. Мы уже сказали, что сам воздух увидеть невозможно, но я хочу познакомить вас с одним Художником, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось.
Показ слайдовой
Воспитатель: Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком – ветер, от которого одни неприятности?
Дети определяют портрет
Воспитатель: А почему вы так решили?
Ответы детей:
Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. Я буду вам показывать картинки, на которых нарисованы хорошие и плохие дела ветра, а вы должны определить, о каком ветре идет речь – о добром или злом.
Игра «Ветер добрый, ветер злой»
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы подобрали картинкиа (показ слайдовой)
Воспитатель: А у меня есть волшебная палочка-превращалочка. Она может вас превратить в кого угодно. Встаньте свободно, расправьте плечи.
Звучит музыка
Наступает игра – превращалочка.
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь!
Наши ноги – это корни!
Наше туловище – ствол!
Наши руки – это ветви!
Наши пальцы – это листья!
Имитационная игра «Дерево»
Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (шевелят пальцами). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (шевелят кистями рук). Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны (раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками). А теперь пусть деревья вновь станут ребятами!
Дети рассаживаются на стульчики
Воспитатель: А теперь, представьте, что у вас, как у Художника из сказки появились волшебные очки и вы смогли рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер.
Дети рисуют ветер, выдувая краску из трубочки.
Воспитатель: Ребята поделитесь с нами, какой ветер вы изобразили. Вот и подходит к концу наша встреча. Скажите, что вам сегодня запомнилось или понравилось?