Елена Ерофеева
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Культура и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование воспитательно-образовательной работы 2016 г. (Понедельник)
Тема: «Культура и традиции русского народа».
Утро.
Утренняя гимнастика. Комплекс № 10.
Народные традиции : «Чаепитие».
Инд. работа по ФЭМП : дид. игра: «Накрой стол для чаепития». Закрепление количественного счёта, ориентировки в пространстве (слева, справа, формы, цвета, размера предметов.
Пословицы и поговорки о самоваре:
Публикация «Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю „Культура и традиции русского народа“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Если чай не пьёшь – где силы берёшь.
Рассматривание иллюстраций самовара.
Внести репродукцию картины: А. Морозов. «Чаепитие».
НОД
ФЦКМ: «Культура и традиции русского народа».
Задачи: Уточнить знания детей о понятии «Традиция», расширить знания о традициях русского народа, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство). Приобщать к истокам русской народной культуры.
Способы: Беседа о традициях русского народа, рассматривание иллюстраций к сказкам, хороводная игра, обсуждение традиционных блюд.
Средства: Н. В. Алёшина, с. 123.
Музыка. По плану муз. руководителя.
Рисование: «Распишем тульские самовары».
Задачи: Закрепление умения детей использовать элементы хохломской, дымковской, городецкой росписей. Упражнять в навыках работы кистью, способствовать развитию художественного вкуса, воспитанию уважения к труду народных умельцев, восхищение их творчеством.
Способы: беседа о самоварах, рассматривание иллюстраций с расписными самоварами, обсуждение приёмов росписи, показ детьми некоторых приёмов рисования элемента росписи, самост. работа, рассматривание рисунков.
Средства: интернет – ресурс, иллюстрации с изображением самоваров разных времён, современные расписные самовары, силуэт самовара из бумаги, гуащь, кисти.
Прогулка
Что за чудо — зимний лес,
Сколько сказочных чудес!
В сказке этой я лесной,
Сон иль явь передо мной?
Вот берез роскошный ряд,
Шали белые горят
Серебром — а вот в сторонке
В шубах елочки-девчонки.
Ах, какая тишина,
Бело-белая страна! М. Степанов
Индивидуальная работа - прыжки в длину. Упражнять в прыжках в длину;
отталкиваться двумя.
П/ и: «Охотники и зайцы». Совершенствование навыка прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развитие ловкости, скорости и ориентирования в пространстве. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Расширение и углубление знаний о растениях.
После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.) Вопросы.
Чем деревья отличаются от кустарников?
Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
Какую пользу приносят деревья и кустарники?
Исследовательская деятельность: раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.
Труд: Сгребание снега к деревьям. Способствовать воспитанию гуманно-деятельного отношения к деревьям.
Игра: «Что растёт в разных краях?». Закрепление названий деревьев.
Вечер.
Гимнастика после сна. Комплекс № 5.
Литературная гостиная – Д. Хармс «Иван Иванович самовар». Вызвать у детей интерес к русским народным традициям. обогатить словарный запас детей с помощью слов: хлеб и соль, чаепитие, пир на весь мир, самовар, угощение, пир горой, радушие.
Инд. работа : Вырезывание по шаблону самовара, его украшение с помощью аппликации.
Народные традиции : беседа о традициях русского чаепития. Активизировать внимание детей на историю возникновения самовара. Расширение представлений о пословицах, поговорках, прибаутках о русском гостеприимстве.
Хозяйственно-бытовой труд: «В нашей группе, словно в горнице будет чисто и светло». Вызвать желание навести порядок в группе, способствовать развитию трудовых навыков.
Д/и «Сложи картинку» (самовар, бублики). Способствовать развитию внимания, мышления.
Предложить развернуть сюжет для игры «Чаепитие у самовара».
Изготовление из солёного теста кренделей, баранок, каравая, кулича.
Планирование воспитательно - образовательной работы 2016 г. (Вторник)
Тема: «Культура и традиции русского народа».
Утро.
Утренняя гимнастика. Комплекс № 10.
Народный быт : беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали).
Инд. работа по рисованию посуды по мотивам народной росписи (городец, хохлома, гжель). Способствовать развитию умения применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским.
Загадывание загадок о предметах народного быта.
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг) и др.
Рассматривание деревянной, глиняной посуды, чугунов, подносов.
Иллюстрации, изображающие русский народный быт.
НОД
Развитие речи: пересказ сказки «У страха глаза велики».
Задачи: обеспечить развитие умения пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.
Способы: чтение сказки, беседа по содержанию, повторное чтение, пересказ сказки детьми, игра «Как сказать правильно?», стих. Л. Станчева «Это правда или нет?»,игра «Дом – домище», игра «Закончи предложение».
Средства: О. С. Ушакова, с. 168
Аппликация: «Русская матрёшка».
Задачи: Способствовать формированию интереса к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке; умения работать с трафаретом, вырезать из ткани, закреплять навыки симметричного вырезания цветов, листьев; способствовать воспитанию желания самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Способы: загадка о матрёшке, краткая беседа о матрёшках, показ матрёшек, рассматривание цветов, узоров, предложить выбрать нужный материал для аппликации: ткань, цв. бумага, самост. работа, итог.
Средства: интернет – ресурс, ткань с цветами для вырезания, цв. бумага, клей, ножницы.
Физкультура.
По плану инструктора по физкультуре.
Роль в-ля: нацеливание на занятие, помощь в раздаче атрибутов, спортивного инвентаря, помощь при ОРУ и ОВД, следить за осанкой и дыханием.
Прогулка.
Исследовательская деятельность
Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
Трудовая деятельность: Постройка лабиринта. Приучать доводить дело до конца;
воспитывать умение действовать сообща.
Подвижные игры «Два мороза», «Волк во рву».
Способствовать развитию внимания и умения действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа «Пройди осторожно». Упражнять ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.
Наблюдение за снежинками. Обратить внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; сравнивать, развивать познавательную активность.
Что за звёздочки сквозные
На платке и рукаве,
Все сквозные, вырезные
А возьмёшь — вода в руке?
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. Е. Благинина
Вопросы.
Понаблюдайте за снегом, какой он?
Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?
Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.
Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?
Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых снежинок не бывает.)
Вечер
Гимнастика после сна. Комплекс № 5.
Литературная гостиная - сказка «Золотое веретено». Расширение знаний детей о предметах старины, их назначении. Активизировать в речи слова: прялка, веретено, пряха, кудель и др.
Инд. работа по аппликации : «Лоскутное одеяло».
Вызвать желание самим создать композицию по мотивам русского народного творчества.
Кружок: «Юный исследователь».
Тема: «Игры с водой».
Цель: Закрепление свойств воды.
Создать радостное настроение от игр с водой. Способствовать развитию воображения, любознательности.
Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина и рассказ об их назначении. Загадки об орудиях труда крестьянина. Пополнить знания о ремёслах и занятиях взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т. д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Д/ и: «Предметы русского быта». Закрепление названий предметов, их назначение.
Рисование предметов обихода русского крестьянина (раскраски). Способствовать развитию мелкой моторики.
Планирование воспитательно-образовательной работы 2016 г. (Среда)
Тема: «Культура и традиции русского народа».
Утро
Утренняя гимнастика. Комплекс № 8.
Знакомство с русским костюмом : беседа о символике красного и чёрного цвета в узорах русского народного костюма.
Инд. работа по развитию речи : предложить схемы для составления рассказа- повествования, описания, моделирования русских народных сказок. Способствовать развитию связной.
Хороводная игра: «На горе-то калина». Приобщать к истокам русской народной культуры.
Труд. поручение: уборка в природном уголке. Способствовать воспитанию ответственного отношения к делу, трудовых навыков.
Рассматривание куклы в национальном русском наряде, иллюстраций с изображением старинной русской одежды.
Игры в уголке ряженья.
Игры на развитие мелкой моторики:
«Заплети Матрёне косу»,
«Собери бусы для Алёнушки».
НОД
ФЭМП: «Сложение и вычитание чисел по одному».
Задачи: Обеспечить развитие умения создавать силуэты из геометрических фигур, сравнивать величины по глубине. Упражнять в сложении и вычитании чисел по одному, в выполнении заданий в логических играх, рисовании дуг и прямых горизонтальных линий в тетрадях. Способы: матем. разминка, определение глубины, выполнение заданий в тетрадях.
Средства: Л. В. Минкевич с. 94, № 35, ведро воды, таз, кукла, карточки с примерами, набор цифр, игра «Пифагор», логические квадраты, тетради, карандаши.
Ознакомление с худ. л-рой: Малые фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам.
Задачи: Помочь понять переносное значение слов и словосочетаний, способствовать формированию умения составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.
Способы: упр. «Объясни, покажи», объяснение смысла пословиц, придумывание рассказа по пословице, загадывание загадок, произнесение скороговорки с разной интонацией.
Средства: О. С. Ушакова, с. 163, иллюстрации к фразеологизмам, картинки для загадок.
Музыка. По плану муз. руководителя.
Роль в-ля: Настраивает детей перед занятием, воспитывает культуру правильного ответа, осуществляет индивидуальный подход, поёт с детьми, исполняет свой вариант, поощряет за хорошее исполнение, осуществляет индивидуальный подход, играет с детьми.
Прогулка
Д/и «Отгадай-ка» - обеспечить развитие умения описывать предмет и узнавать его.
Инд. работа по развитию движений – прыжки на правой и левой. Укрепление мышц ног.
Наблюдение за признаками зимы. Обеспечить развитие умения определять состояние погоды, сравнивать разные зимние периоды, делать выводы и умозаключения.
-Какое время года на улице?
-Как вы узнали, что наступила зима?
Ни листочка. Ни травинки! Тихим стал наш сад.
И берёзки, и осинки Скучные стоят.
Только ёлочка одна Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен, Видно, смелая она.
- Какая сегодня погода?
Словарная работа :
Зима (что делает) – приходит, летит, хмурится, уходит и т. д.
Труд: расчистить дорожку к кормушке. Способствовать воспитанию заботливого отношения к пернатым.
Игра «Живое - не живое»
Цель: деление природы на живые и не живые предметы.
Игры - эстафеты: «Попади снежки в корзину», «Перемена мест». Создать бодрое настроение, способствовать развитию физических качеств, закаливанию детского организма.
Вечер
Гимнастика после сна. Комплекс № 5.
Литературная гостиная - рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Расширение знаний о выращивании и обработке льна, ткачестве. Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия произведений народного творчества (льняные вышитые изделия, русский костюм).
Спортивные игры: «Кто быстрее кушак завяжет», «Кто быстрее» (бег в лаптях).
Способствовать развитию у детей физических качеств: быстроты, ловкости, глазомера.
Слушание русской народной музыки. Приобщать к духовной и народной музыке.
Плетение из нитей пояска для куклы. Способствовать развитию мелкой моторики.
Украшение трафаретов русского костюма. Способствовать воспитанию у детей эстетического чувства, художественного вкуса.
Планирование воспитательно-образовательной работы 2016 г. (Четверг)
Тема: «Культура и традиции русского народа».
Утро.
Утренняя гимнастика. Комплекс № 8.
Русское народное искусство : беседа о русских промыслах Хохлома, Гжель, Жостово. Рассматривание альбома «Декоративно – прикладное искусство».
Инд. работа : звуковой анализ слов.
Отгадывание загадок о русских народных музыкальных инструментах.
Пение хороводных песен: «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок». Приобщать к хоровому пению.
Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов.
Фотографии деревянных домов и старинных построек.
Предложить построить по схеме русскую избу.
НОД
Обучение грамоте.
Задачи: Совершенствовать умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторить правила написания гласных букв после согласных звуков. Упражнять в названии слов с заданным звуком.
Способы: звуковой анализ слова «время», игра «Кто самый внимательный?», изменение слов, игра «Назови слова со звуками б и бь.
Средства: Н. С. Варенцова, с. 86, № 18.
Рисование: «Букет цветов» (по мотивам жостовских подносов).
Задачи: Вызвать желание создать декоративную композицию в определённой цветовой гамме по мотивам народного декоративно – прикладного творчества. Закрепить знания тёплых и холодных тонов. Способствовать развитию композиционных умений.
Способы: показ иллюстраций с изображением букетов, выполненных в тёплых тонах, уточнить знание тёплых тонов, предложить создать букет в такой гамме, самост. работа, рассматривание рисунков.
Средства: Т. С. Комарова, с. 73, бумага белая или светло-жёлтая, акварель, кисти, клеёнки, салфетки, банки с водой.
Физкультура. По плану инструктора по физкультуре.
Роль в-ля: нацеливание на занятие, помощь в раздаче атрибутов, спортивного инвентаря, помощь при ОРУ и ОВД, следить за осанкой и дыханием.
Прогулка
«Перелёт птиц». Способствовать развитию выдержки, умения двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.
«Хитрая лиса». Развитие ловкости, быстроты, координации, воспитание честности, творческого воображения, умение себя вести в коллективе товарищей.
Наблюдение за снегом. Систематизировать знания детей о снеге как природном явлении.
Какой снег на запах? Как падает снег, когда дует ветер, и когда его нет? Когда снег легко сгребать (когда идёт хлопьями или раздувает ветром? Снег тяжелее или легче земли? Нужен ли снег всему живому на земле? И почему?
З. Александрова «Снежок».
Снежок порхает, кружиться,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Загадка: Зимой лежал, весной в речку побежал (снег).
Словарная работа :
Снег (что делает) – падает, кружится, ложится, тает и т. д.
Рисование палочками узоров на снегу.
Труд: очистка участка от снега. Способствовать воспитанию трудолюбия.
Вечер.
Гимнастика после сна. Комплекс № 5.
Литературная гостиная – прослушивание сказки «Садко» (аудиозапись).
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Инд. работа : изготовление народных игрушек : свистулек, дымковских игрушек, раскрашивание их разными росписями.
Народная игра : «Городки», «Ручеёк». Вызвать желание использовать народные игры в повседневной жизни.
Театрализация: русская народная сказка (по выбору детей). Способствовать развитию творческих, артистических навыков.
Внести книги со сказками, былинами, половицами иллюстраций разных художников.
Коллективная постройка «Деревенька».
Игра на народных музыкальных инструментах: дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках. Способствовать развитию музыкальной культуры.
Планирование воспитательно-образовательной работы 2016 г. (Пятница)
Тема: «Культура и традиции русского народа».
Утро.
Утренняя гимнастика. Комплекс № 8.
Устное народное творчество : беседа об особенностях содержания колыбельных
песен и приговорок.
Инд. работа : «продолжи ряд» (работа в тетрадях в клетку). Разучивание закличек «Ай, жавороночки, мои деточки…», «Жаворонушки-перелетушки». Способствовать воспитанию любви к русскому фольклору.
Хороводная игра: «Где был Иванушка».
Приобщать к хоровому пению, к русской народной культуре.
Иллюстрации с изображение русских богатырей.
Создать условия для с-р игры «Семья». Игровое упражнение «Укачай куклу Дашу». Привлечь к применению знаний о колыбельных песнях.
НОД
ФЭМП: «Независимость числа от величины предметов».
Задачи: Способствовать развитию логического мышления. Упражнять в сложении и вычитании, работе с планом, рисовании дуг и прямых вертикальных линий. Закрепить понятие о независимости числа от величины предметов.
Способы: работа с логическими карточками, нахождение закономерностей, исправление ошибок, решение задач, задания в тетрадях. Средства: Л. В. Минкевич с. 95, № 36, карточки с предметами разной величины, карточки с геом. фигурами, карточки с логическими заданиями, набор цифр, рисунок и планы комнаты, тетради, карандаши.
Ручной труд: «Пришивание пуговиц».
Задачи: Обеспечить развитие умения пришивать пуговицу.
Способы: напоминание о правилах работы с иголкой, показать, как отмерить нить, вдевать её в иголку, пришивать пуговицу. Самост. работа. Оценка.
Средства: Л. В. Куцакова с. 105, пуговицы, ткань, иголки, нитки, ножницы.
Физкультура на воздухе (народные игры).
П/ и: «Горелки». Упражнять в беге в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость. «Заря – зарница». Способствовать развитию силы бега, упражнять в чётком произнесении слов.
«Метелица». Способствовать развитию двигательной активности, формированию чувства равновесия.
Прогулка
Индивидуальная работа – закрепление умения ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.
Наблюдение за морозом. Обобщить знания детей о природном явлении – мороз.
-Кто красивыми узорами разрисовал окна? -Почему горку заливают в мороз? -Почему снег и лёд – вода? -Почему на улице появляется гололёд? -Что делают в гололёд дворники?
И. Никитин
Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.
Опыт с водой:
Если снег и лёд растают, появится вода; а если воду вынести на мороз она превратится в лёд.
П/ и: «Мороз, Красный нос» - выполнять правила игры.
«Найди свой цвет». Формирование умения ориентироваться в пространстве, приучать действовать по сигналу, развитие ловкости, внимания.
Пословица: Мороз не велик, а стоять не велит.
Труд: постройка горки для кукол. Вызвать интерес к созданию постройки. Способствовать развитию навыка сгребать снег в кучу, и формировать горку.
Вечер.
Гимнастика после сна. Комплекс № 5.
Литературная гостиная - чтение на выбор былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Чудовище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.
Рассматривание иллюстраций к русским былинам.
Инд. работа : задания в тетрадях – Алёна, Саша, Алёша.
Слушание колыбельных в аудиозаписи. Приобщать к истокам народной культуры.
Труд. поручение: наведение порядка в группе. Вызвать положительные эмоции от
выполненного поручения, атмосферы уюта и чистоты.
Режиссерская игра «Русские богатыри».
Строительные игры: «Крепость для Ильи Муромца».